Шмелев Александр Георгиевич
Шмелёв Алекса́ндр Гео́ргиевич, Александр Георгиевич Шмелев (род. 15.2.1954, Москва), советский и российский психолог, специалист в области экспериментальной психосемантики, психодиагностики и психометрики.
Биографические сведения
Родился в семье актёров драматического театра. Отец – Георгий Михайлович Шмелев, актёр, чтец, режиссёр и педагог, народный артист России; мать – Инна Григорьевна Хрусталевская, актриса.
Сразу после школы поступил на факультет психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, в 1976 г. окончил его и начал работать на факультете в должности младшего научного сотрудника. В 1980 г. ассистент кафедры общей психологии.
В 1980 г. защитил кандидатскую диссертацию «Психологическое исследование субъективных систем значений», выполненную под руководством Е. Ю. Артемьевой.
В 1988 г. доцент кафедры психологии и инженерии знаний.
В 1994 г. защитил докторскую диссертацию «Психодиагностика и психосемантика личности».
В 1996–2021 гг. профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии. Автор и преподаватель курсов и практикумов по психодиагностике, экспериментальной психосемантике, психометрике, психологии конкуренции, прикладным компьютерным системам и тестам. Под его научным руководством выполнено около 100 дипломных работ и 9 кандидатских диссертаций.
Научная карьера и научные достижения
Экспериментальная психосемантика и ТЕЗАЛ
На рубеже 1970–1980-х гг. в сотрудничестве с В. Ф. Петренко ввёл термин «экспериментальная психосемантика». Шмелев предложил рассматривать психосемантику как научную основу для интерпретации результатов психодиагностических методик.
В 1980-х гг. вместе с учениками и последователями начал работы по проекту ТЕЗАЛ (ТЕЗаурус Автоматизированный Личностный): семантический словарь (словарь-конвертер) личностных черт русского языка. С помощью факторного и кластерного анализа экспертных оценок, полученных от психологов, были проанализированы 2090 слов русского языка, обозначающих личностные черты и выявлена воспроизводимость в русскоязычной культуре «Большой пятёрки» личностных факторов. Работа над проектом в несколько этапов продолжалась в 21 в. (Шмелев. Психодиагностика... 2002). ТЕЗАЛ используется как экспертная система поддержки принятия решений, информационная технология в личностной психодиагностике.
На базе использования лексики личностных черт было разработано целое семейство психосемантических диагностических методик (универсальный контрольный список КСП-240, специализированные контрольные списки для исследования личности школьников, детско-родительских отношений, национальных стереотипов, Тест когнитивной сложности, Пространственная мнемошкала, Тест юмористических фраз, Методика субъективной идентификации, Репертуарный личностный семантический дифференциал и др.) (Шмелев. Психодиагностика... 2002).
Конструирование и корректная адаптация 16PF
В начале 1980-х гг., получив доступ к мощным ЭВМ, А. Г. Шмелев совместно с В. И. Похилько провёл проверку работоспособности русских переводов известных западных тестов-опросников. Результаты этой работы продемонстрировали неудовлетворительные психометрические параметры качества (Забродин. 1987): факторная структура методик не подтвердилась, тестовые нормы и ключи к тестам были некорректными.
В 1991 г. приобрёл права на адаптацию Шестнадцатифакторного опросника Кеттелла (16PF), заключив лицензионный договор с Институтом тестирования личности и способностей, основанным Кеттеллом (Institute for Personality and Ability Testing). В России это был прецедент.
Вместе с В. И. Похилько и А. С. Соловейчиком А. Г. Шмелев работал над русскоязычной версией 16PF. Она постепенно перерабатывалась и появлялась под названиями «16ЛФ», затем «17ЛФ» и, наконец, «16РФ», в которой все 570 пунктов были оригинальными и не связанными с 16PF, а оригинальные 15 факторов (16-й фактор – шкала социальной желательности) базировались на психосемантическом проекте ТЕЗАЛ. Таким образом, методика 16РФ (16 Русскоязычных Факторов) «стала едва ли не первой универсальной многофакторной отечественной методикой, которая позволяет воссоздать профиль личности на основе психометрически корректно выстроенной системы экспериментально обоснованных факторов, валидных для русскоязычной социокультурной среды» (Шмелев. Психодиагностика... 2002. С. 161).
Проверка гипотезы о кросс-культурной универсальности моделей личности
Модель личности «Большая пятёрка»
В ряде исследований, проведённых Шмелевым в 1980–1990-х гг., с помощью различных методических средств, на основе разных форм фиксации личностных черт, на разных по составу и объёму выборках испытуемых и на разном социально-перцептивном материале были воспроизведены пять устойчивых факторов «Большой пятёрки», аналогичные тем, что были получены в исследованиях других языковых культур (Голдберг. 1993; Шмелев. Психодиагностика... 2002).
Шестифакторная модель личности HEXACO
В исследовании, проведённом под руководством Шмелева в 2010-х гг., была проверена воспроизводимость новой шестифакторной модели личности на материале русскоязычной лексики (Шмелев. 2021). Результаты данного исследования обеспечивают теоретическую валидность по содержанию (content validity) для психодиагностических методик, которые создаются на русском языке на основе модели HEXACО.
Четырёхполюсная модель личностной черты
По результатам специального психолингвистического анализа Шмелёв предложил модельное представление личностной черты, названное «четырёхполюсной моделью» (в 1986). Аналогичную идею сформулировал американский социальный психолог Дин Пибоди. Впоследствии в их совместном кросс-культурном исследовании было показано, что на русском, как и на других языках, можно построить четырёхполюсные модели для всех шкал «Большой пятёрки» (Психосемантический анализ стереотипов ... 1993).
Четырёхполюсная модель личностной черты включает в себя два фактора: диагностический, описательный (тестируемое свойство) и эмоционально-оценочный (фактор социальной желательности) (Шмелев. Психодиагностика... 2002. С. 96–98). Эти два фактора образуют двумерное четырёхполюсное пространство.
Данная модель применяется для обеспечения достоверности тестов-опросников, показывая, что пункты опросника должны располагаться равномерно по четырём квадрантам: авторам тестов необходимо обеспечивать равную представленность прямых и обратных вопросов не только по описательному фактору, но и по оценочному (Шмелев. 2013. С. 488).
Психология конкуренции
А. Г. Шмелев проводил теоретико-методологические и психолингвистические исследования роли и места понятия «конкуренция» в психологическом и междисциплинарном контекстах. Опросы, проведённые на разных выборках (студенты МГУ, интернет-пользователи, практические психологи – оргконсультанты), показали, что в обыденном сознании понятие «конкуренция» может быть семантически близким и к понятиям «соревнование» и «конфликт», а его место на шкале «мягкость – жёсткость» подвержено значительному межиндивидуальному варьированию. Дальнейшее изучение индивидуальных различий с помощью опросника 16РФ показало, что отношение к конкуренции тесно связано с фактором «экстраверсия – интроверсия» и более других с субшкалой «социальная смелость» (Шмелев. 2014). Выдвинул гипотезу о том, что к более жёсткому поведению в ситуации конкуренции склонны лица, получающие низкие баллы по тестам на когнитивную сложность (Джерелиевская. 1993).
Разработка компьютерных программных систем
Является автором-разработчиком программных продуктов:
ТЕСТАН (Автоматизированная система ТЕСТирования и АНализа данных);
ЭКСПАН (Система сбора ЭКСПертных оценок и их АНализа для методик шкалирования);
ТЕЗАЛ (ТЕЗаурус Автоматизированный Личностный);
Maintest (многовариантная система для проведения тестирования и разработки собственных тестов);
HT-Line (система интернет-сервисов для онлайн-исследований и дистанционного обучения, в рамках которой сейчас функционируют онлайн-сервисы системы тестирования Maintest).
«Телетестинг»
В 1996–1997 гг. под руководством Шмелева разработана интернет-технология «Телетестинг» – система дистанционного квалификационного тестирования и рейтингового контроля знаний. Приоритет изобретения данной системы подтверждён патентом. По решению Координационного совета по тестированию при Министерстве образования РФ в 1997–2001 гг. проводилась Всероссийская компьютерная дистанционная олимпиада «Телетестинг». За пять лет тестирование по школьным предметам прошли около 70 тыс. старшеклассников и абитуриентов более чем из 100 городов России. На этой технологии позже стала основываться дистанционная профориентация и профаттестация, а также компьютерная модель Единого государственного экзамена (К-ЕГЭ).
Единый государственный экзамен
В начале 2000-х гг. А. Г. Шмелев организовывал методическую поддержку ЕГЭ. Под его руководством был разработан сайт www.ege.ru, а затем портал единого госэкзамена www.ege.edu.ru, где благодаря организованной форме обратной связи в первые годы проведения единого экзамена удавалось оперативно решать многочисленные проблемы, возникающие у учеников (Шмелев. Единство времени и содержания. 2002). Под руководством Шмелева была создана технология компьютерного проведения ЕГЭ (К-ЕГЭ). В 2006 г. покинул состав комиссий по проекту ЕГЭ, а позднее вышел из учёного совета Федерального института педагогических измерений (Шмелев. 2010; Шмелев. 2013).
Экспертное сообщество профессиональных психологов
В 2008 г. создал Экспертное сообщество профессиональных психологов (ЭСПП), является его организатором. Именно в ЭСПП были реализованы: проект Российского стандарта тестирования персонала; экспертиза методик по технологии МОНЭКС; подготовка предложений в словник «Психодиагностика» Большой российской энциклопедии, сбор экспертных оценок для расширения базы данных в системе ТЕЗАЛ и другие проекты.
Российский стандарт тестирования персонала
А. Г. Шмелев был инициатором создания, координатором рабочей группы и одним из авторов Российского стандарта тестирования персонала – одного из первых проектов в области профессиональных стандартов для специалиста по оценке персонала. В ходе этой работы использовались современные процедуры извлечения знаний и согласования экспертных оценок, в которых приняли участие 34 ведущих специалиста отрасли (Российский стандарт тестирования персонала … 2015. С. 86).
Проект по оценке качества психодиагностических методик
В 2014 г. организовал МОНЭКС (Многокритериальная ОНлайн-ЭКСпертиза) – первый в России проект по стандартизированной качественно-количественной оценке психодиагностических методик. МОНЭКС направлен на появление и поддержание действующего на постоянной основе профессионального сообщества высококвалифицированных экспертов в сфере психологической диагностики, выполняющих объективную и независимую экспертизу качественных и психометрических характеристик психодиагностических методик (Опыт профессиональной онлайн-экспертизы психодиагностических методик. 2015; Завоеванная. 2016).
Разработка психодиагностических методик
А. Г. Шмелев – автор-разработчик и научный руководитель создания множества психодиагностических методик. Одним из наиболее ранних и популярных тестов стал разработанный им в 1982 г. в соавторстве с В. С. Болдыревой (Бабиной) Тест юмористических фраз, предназначенный для диагностики мотивационной сферы личности. Под научным руководством Шмелева разработаны многие психодиагностические методики, в том числе «Профориентатор» и «Бизнес-Профиль».
Общественно-профессиональная деятельность
В 1986–1991 гг. был организатором и председателем секции «Компьютерная психодиагностика» при Обществе психологов СССР, в 1988 г. был избран в состав президиума ОП СССР.
Член координационного совета Российского психологического общества (1994–1998), член экспертного совета РПО (2012–2020).
Член экспертного совета ежегодного конкурса «Лидеры России» (с 2017) и руководитель направления разработки тестов знаний для конкурса.
Член научно-редакционной коллегии Большой российской энциклопедии; автор БРЭ по проблемам психодиагностики и психометрики.
Награды
В 1980 г. получил диплом лауреата Всесоюзного конкурса молодых учёных по общественным наукам (и право на опубликование монографии «Введение в экспериментальную психосемантику»).
В 2011 г. получил почётное звание «Заслуженный профессор МГУ».
В 2011 и 2013 гг. номинирован на звание «Личность года в российской психологии» в конкурсе «Золотая Психея», в 2013 г. стал победителем в этой номинации.