Культурно-свободный тест интеллекта Кеттелла
Культу́рно-свобо́дный тест интелле́кта Кетте́лла (англ. Сulture Fair Intelligence Test by R. Cattell), психодиагностический тест, разработанный английским и американским психологом Р. Б. Кеттеллом для измерения коэффициента интеллекта, не зависящего от социально-культурных и средовых влияний. Тест разрабатывался Кеттеллом в 1940-х гг. (Cattell. 1940; Cattell. 1949), в России он известен по методическим руководствам А. Ф. Денисова, Е. Д. Ерофеева (Денисов. 1994) и Л. Н. Собчик (Собчик. 2002). Тест «выявляет уровень общих способностей с высокой степенью наследственной детерминированности. Эти способности проявляются в деятельности, направленной на приспособление к новым ситуациям» (Cобчик. 2008. С. 347).
Существуют три варианта теста: GFT 1 – для исследования детей с 4 до 8 лет, а также диагностики задержек психического развития; GFT 2 – для диагностики «нормальной» выборки с 8 до 60 лет; GFT 3 – для исследования интеллектуальной одарённости (Денисов. 1994). Первый вариант теста включает 8 субтестов, из которых 4 предназначены для измерения интеллекта, свободного от влияния культуры, а 4 измеряют интеллект, сформированный в результате образования. На тест отводится 22 мин. Два других варианта теста состоят из 4 различных субтестов. Время выполнения всех заданий 12,5 мин (в некоторых адаптациях – 13 мин). Время выполнения каждого субтеста ограничено. Возможно применение теста «и без ограничения времени выполнения задания» (Дружинин. 2008. С. 35).
Самым распространённым является вариант GFT 2. Методика состоит из двух частей, каждая из них содержит 4 невербальных субтеста. Русскоязычные названия субтестов различаются у авторов разных адаптаций и переводов (Денисов. 1994; Собчик. 2002; Дружинин. 2008). Субтест № 1 – 12 заданий, предусматривающих распознание и продолжение закономерных изменений в рядах предлагаемых фигур. Субтест № 2 – 14 заданий, каждое из которых включает ряд из 5 фигур, в котором 4 фигуры объединены каким-либо общим признаком, необходимо найти одну фигуру, отличающуюся от остальных. Субтест № 3 – 12 заданий, при выполнении которых требуется обнаружить закономерность, по которой объединены 3 фигуры в матрице слева. Затем среди 5 вариантов ответов, расположенных справа, найти одну фигуру, которая может завершить эту закономерность. Субтест № 4 – 8 заданий, в каждом из которых слева расположена сложная фигура-эталон, состоящая из простых геометрических фигур, внутри которой стоит точка. Задача испытуемого – найти среди расположенных справа 5 фигур ту, в которой точка может занять такое же положение, как и в фигуре-эталоне. В каждом субтесте задания расположены в порядке усложнения. При обработке результатов учитывается сумма баллов за все субтесты, которую переводят в стандартизированные баллы (IQ) с помощью нормативных таблиц. Для оценки обучаемости рекомендуется использовать две эквивалентные части теста, однако в целях сокращения времени обследования (с 26 до 13 мин) нередко используют только первую часть методики.
Предложенная Р. Б. Кеттеллом (Cattell. 1963; Cattell. 1971) модель предполагает выделение подвижного (флюидного, текучего, свободного – англ. fluid, Gf) и кристаллизовавшегося (кристаллизованного, связанного, накопленного – англ. crystallized, Gc) видов интеллекта, а также факторов операций, содержательно соответствующих специальным факторам Ч. Спирмена. По мнению В. Н. Дружинина, модель Кеттелла «может быть лишь условно отнесена к группе иерархических априорных моделей» (Дружинин. 2008. С. 31). Концепция Кеттелла «занимает как бы промежуточное положение между взглядами на интеллект как на единую общую способность и представлениями о нём как о множестве умственных способностей» (Большой психологический словарь. 2009. С. 244). Кристаллизовавшийся интеллект определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, приобретаемых в ходе социализации, и является мерой овладения культурой. Он тесно связан с вербальным и арифметическим факторами, проявляется при выполнении тестов, требующих обученности. Подвижный интеллект характеризует биологические возможности нервной системы, независим от степени вовлечённости в культуру, хотя и зависит от воздействия среды (Бурлачук. 2006). В пожилом возрасте показатели подвижного интеллекта обычно снижаются. Этот вид интеллекта проявляется при решении перцептивных задач, требующих найти отношения различных элементов в изображении. Для его измерения и был создан культурно-свободный тест интеллекта. Считается, что результаты тестирования относительно независимы от влияния специального образования и принадлежности к социальным группам (Собчик. 1990; Собчик. 2008). Однако многие авторы ставят под сомнение саму возможность измерить интеллект, развитие которого не зависело бы от культуры (Aiken. 1996; Психологическая диагностика ... 2003; Малышева. 2006). В современной психологии модель интеллекта Р. Б. Кеттелла существенно переработана в рамках интегративной модели Р. Б. Кеттелла, Дж. Л. Хорна, Дж. Б. Кэрролла (Флюидный интеллект ... 2018).
Неоднократно в разных странах проводилась оценка психометрических свойств теста (Черны. 1988; Денисов. 1994). Коэффициент эквивалентности у двух выборок – 0,67 и 0,71, надёжность-согласованность по формуле Спирмена – Брауна – 0,80–0,83. Ретестовая надёжность составляет 0,82–0,85. Коэффициент гомогенности для разных групп находится в диапазоне 0,7–0,92. Показано, что результаты выполнения теста связаны с фактором g, коэффициенты корреляции для разных субтестов варьируют от 0,53 до 0,99. Тест коррелирует с успешностью в школе (0,36), со шкалой интеллекта Стэнфорд – Бине (0,56–0,85), с тестом Отиса (0,73), с тестом A.C.E. (0,59), со шкалой Векслера – Бельвю (0,84). Нормативы теста «не изменяются в пределах поколения и не утрачивают своей точности при оценке интеллекта в стандартных баллах. Повторно проведённые исследования и через 14 лет не дали значимых отличий» (Собчик. 1990. С. 66).