Психодиагностические технологии

Краткий отборочный тест

Кра́ткий отбо́рочный тест (Краткий ориентировочный тест; КОТ), , предназначенная для экспресс-диагностики общего уровня индивида, используемая для измерения и способности потенциальных сотрудников соответствовать требованиям различных профессий. Методика разработана в 1989 г. российским психологом В. Н. Бузиным для тестирования персонала Московской городской телефонной сети (МГТС) с целью включения наиболее успешных кандидатов в кадровый резерв на руководящие должности (Краткий ориентировочный тест. 1992). Интегральный показатель теста (ПТ) является комплексным многопараметрическим показателем общих способностей человека и предусматривает измерение следующих критических точек ( С. 205) : способность и анализа материала, гибкость , инертность мышления, эмоциональные компоненты мышления, отвлекаемость, скорость и точность , , и внимания, употребление языка, , выбор оптимальной стратегии, ориентировка, пространственное . Позднее созданы этой методики сотрудником МГУ (Краткий тест отбора. 2021). Психологами-практиками накоплен значительный опыт использования этой методики в качестве вспомогательного инструмента для экспресс-диагностики уровня общих способностей человека.

Теоретико-методологический контекст

Методика относится к группе тестов общих умственных способностей, специально разрабатывавшихся для быстрой предварительной оценки персонала. Первый тест этого направления – «Самоприменяемый тест умственных способностей Отиса» ( С. 75). Тест имел в большинстве случаев хороший коэффициент при отборе на должности клерка, оператора счётных машин, рабочих, мастеров и т. д. Для высококвалифицированных служащих между показателями теста и успешностью в работе была небольшая.

Иерархическая модель структуры способностей Ф. ВернонаИерархическая модель структуры способностей Ф. Вернона.Наиболее известной адаптацией теста А. Отиса является тест Э. Вандерлика (Wonderlic Personnel Test). В отличие от теста Отиса, тест Вандерлика хорошо работает на выборке высококвалифицированных служащих и руководителей ( С. 76). А. Анастази отмечает, что , несмотря на его краткость, вполне удовлетворительна.

Краткий отборочный тест является теста Э. Вандерлика. В основу теста заложена иерархическая способности к обучению [рис. Иерархическая модель структуры способностей Ф. Вернона ( С. 17)], которая состоит в том, что факторы, определяющие способности человека, можно разделить на факторы нескольких уровней, причём факторы более низкого уровня являются производными от факторов более высокого уровня.

Структура общих способностей теста КОТСтруктура общих способностей теста КОТ. Рисунок по работе В. Н. Бузина.Структура адаптированного теста соответствует структуре общих способностей. В результате адаптации было изменено около половины и структура теста приведена в соответствие со структурой общих способностей [рис. Структура общих способностей теста КОТ ( С. 3)]. Интегральный показатель теста связан с . Обучаемость отражает общие способности человека, которые выражают познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности ( С. 224). Тест КОТ также позволяет получить развёрнутую характеристику сформированности когнитивной составляющей картины мира субъекта.

Структура методики, способ проведения, версии

Изначально тест имеет единый интегральный показатель (ПТ) – число правильно решённых задач, и единую форму предъявления: на первой странице даётся инструкция испытуемому и примеры решения заданий, которые выглядят следующим образом: «Вам предлагается несколько простых заданий. Прочтите внимательно эту страницу и без команды не переворачивайте её. ... Ниже приводятся образцы заданий и правильные ответы на них: ... Быстрый является противоположным по смыслу слову: 1 – тяжелый, 2 – упругий, 3 – скорый, 4 –легкий, 5 – медленный ... Бензин стоит 44 коп. за литр. Сколько стоят 2,5 литра? ... Минер – минор. Эти два слова являются: 1 – сходными, 2 – противоположными, 3 – ни сходными, ни противоположными по значению. ... Тест, который Вам будет предложен сейчас, содержит 50 вопросов. На выполнение теста Вам дается 15 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. Все вопросы задавайте сейчас. Во время выполнения теста на Ваши вопросы отвечать не будут. После команды переверните страницу и начинайте работать. Через 15 минут, по команде, сразу же прекратите выполнение заданий, переверните страницу и отложите ручку» ( С. 120). После ознакомления испытуемых с инструкцией интервьюер отвечает на их вопросы. В настоящее время в тесте используются следующие шкалы, описывающие интеллектуальные особенности испытуемого: интегральный показатель КОТ (общий уровень интеллектуального развития); способность к обобщению и анализу информации; пространственное мышление; устойчивость мыслительных процессов (отсутствие эмоциональной деструкции); гибкость мыслительных процессов; ( С. 57).

Обработка и интерпретация результатов методики

Процедура обработки исходной версии методики следующая: психологу-диагносту нужно при помощи , накладываемого на бланк методики, вручную подсчитать количество правильных ответов ПТ и отдельных шкал, если таковые используются. Важно подчеркнуть, что данный тест, как и прочие психодиагностические методики, должен проводиться профессиональным психологом, чтобы исключить негативное воздействие на испытуемых при результатов. Ручная обработка варианта теста занимает по интегральному показателю ПТ 15–20 с. ПТ имеет медианные , которые разбивают выборку на две части. Если ПТ испытуемого равен или выше для данной группы специалистов, то испытуемый может быть допущен к дальнейшему тестированию по тестам специальных способностей, если таковые существуют и адаптированы, либо в зависимости от ПТ испытуемый может быть распределён в ту или иную учебную группу. Тест также позволяет дать испытуемому рекомендации по коррекции тех аспектов интеллекта, недостаточное развитие которых не даёт возможности быстро и правильно выполнять соответствующие задания. Так, одна группа заданий определяет общий уровень осведомлённости и развития лингвистических способностей тестируемого, т. е. характеризует качество гуманитарной образованности; уровень образованности в области точных наук отражается на успешности выполнения числовых заданий на установление закономерностей с геометрическими фигурами; третья группа заданий свидетельствует об уровне пространственного ориентирования и абстрактно-логического мышления человека.

Психометрические свойства методики

Надёжность теста определялась по методу Кьюдера – Ричардсона, основанному на однократном тестировании, и не зависит от искусственных допущений о полной параллельности двух частей теста. Альфа надёжность для теста КОТ, рассчитанная по формуле Кьюдера – Ричардсона, составила 0,86 (). Надёжность рассчитывалась по небольшой выборке в 280 чел. Была установлена также корреляция ПТ с IQ по числовому – 0,68, и с IQ по вербальному – 0,61 Успешность выполнения КОТ коррелирует со степенью независимости выборов от предшествующего успеха или неудачи в тесте на , коэффициент корреляции – 0,22. Оригинальный тест Э. Вандерлика имел корреляцию со 0,67 ( Р. 7). По графикам ПТ установлена неоднородность выборок. Эти распределения свидетельствуют о зависимости ПТ от уровня образования: при более высоком уровне образования ПТ смещается в сторону увеличения за счёт уменьшения самой слабой группы (решающей 6–9 заданий) и увеличения средней (решающей 18–24 задания). «Сильная» группа (решающая свыше 30 заданий) и в той, и в другой выборке невелика и достаточно стабильна по численности (5–7 %). Популярность методики КОТ обусловлена в определённой степени лёгкостью её применения и низкими временными затратами при тестировании больших групп испытуемых.

Контингент обследуемых, рекомендации и ограничения

Рекомендуемый контингент испытуемых по методике КОТ: методика используется при предварительном и распределении кадров в промышленности, армии, системе образования, работе, психодиагностике обучаемости и деловых качеств личности, а также может применяться в других исследовательских целях. Первый удачный опыт применения теста КОТ – его внедрение в методику отбора кадрового резерва МГТС. Один из двух кандидатов с максимальными баллами ПТ через несколько лет возглавил эту организацию (). А после 15-летнего использования , для тестирования кандидатов в МВД с 1997 г. служба профотбора перешла на КОТ ( С. 56 ; С. 61) и успешно его использует. Активно используется данная методика и при профотборе в военной авиации (), в Федеральной службе исполнения наказаний (), Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков (до 2016, когда служба была ликвидирована); при отборе учащихся в гимназии, лицеи и др. учебные заведения с повышенным уровнем требований (). Нижняя возрастная граница для использования КОТ – 5-й класс общеобразовательной школы (10–11 лет). Исследования на более младших возрастных группах не проводились ( ; ). Методика КОТ применялась также при исследовании связи этнической функции культурных представлений и уровня интеллекта (), в котором установлено, что искажение этнофункционального развития у взрослых респондентов связано со снижением у них уровня интеллекта.

  • Измерения в психологии
  • Московская психология
  • Прикладная психология
  • Психологическое тестирование
  • Российская психология