Краткий отборочный тест
Кра́ткий отбо́рочный тест (Краткий ориентировочный тест; КОТ), стандартизированная психодиагностическая методика, предназначенная для экспресс-диагностики общего уровня интеллектуального развития индивида, используемая для измерения когнитивных способностей и способности потенциальных сотрудников соответствовать требованиям различных профессий. Методика разработана в 1989 г. российским психологом В. Н. Бузиным для тестирования персонала Московской городской телефонной сети (МГТС) с целью включения наиболее успешных кандидатов в кадровый резерв на руководящие должности (Краткий ориентировочный тест. 1992). Интегральный показатель теста (ПТ) является комплексным многопараметрическим показателем общих способностей человека и предусматривает измерение следующих критических точек (Анастази. 1982. Т. 1. С. 205) интеллекта: способность обобщения и анализа материала, гибкость мышления, инертность мышления, эмоциональные компоненты мышления, отвлекаемость, скорость и точность восприятия, переключаемость, распределение и концентрация внимания, употребление языка, грамотность, выбор оптимальной стратегии, ориентировка, пространственное воображение. Позднее созданы компьютеризированные модификации этой методики сотрудником МГУ А. Г. Шмелевым (Краткий тест отбора. 2021). Психологами-практиками накоплен значительный опыт использования этой методики в качестве вспомогательного инструмента для экспресс-диагностики уровня общих способностей человека.
Теоретико-методологический контекст
Методика относится к группе тестов общих умственных способностей, специально разрабатывавшихся для быстрой предварительной оценки персонала. Первый тест этого направления – «Самоприменяемый тест умственных способностей Отиса» (Анастази. 1982. Т. 1. С. 75). Тест имел в большинстве случаев хороший коэффициент валидности при отборе на должности клерка, оператора счётных машин, рабочих, мастеров и т. д. Для высококвалифицированных служащих корреляция между показателями теста и успешностью в работе была небольшая.
Наиболее известной адаптацией теста А. Отиса является тест Э. Вандерлика (Wonderlic Personnel Test). В отличие от теста Отиса, тест Вандерлика хорошо работает на выборке высококвалифицированных служащих и руководителей (Анастази. 1982. Т. 2. С. 76). А. Анастази отмечает, что надёжность теста, несмотря на его краткость, вполне удовлетворительна.
Краткий отборочный тест является адаптацией теста Э. Вандерлика. В основу теста заложена иерархическая модель способности к обучению Ф. Вернона [рис. Иерархическая модель структуры способностей Ф. Вернона (Анастази. 1982. Т. 2. С. 17)], которая состоит в том, что факторы, определяющие способности человека, можно разделить на факторы нескольких уровней, причём факторы более низкого уровня являются производными от факторов более высокого уровня.
Структура адаптированного теста соответствует структуре общих способностей. В результате адаптации было изменено около половины заданий и структура теста приведена в соответствие со структурой общих способностей [рис. Структура общих способностей теста КОТ (Бузин. 1992. С. 3)]. Интегральный показатель теста связан с обучаемостью. Обучаемость отражает общие способности человека, которые выражают познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности (Зейгарник. 1976. С. 224). Тест КОТ также позволяет получить развёрнутую характеристику сформированности когнитивной составляющей картины мира субъекта.
Структура методики, способ проведения, версии
Изначально тест имеет единый интегральный показатель (ПТ) – число правильно решённых задач, и единую форму предъявления: на первой странице даётся инструкция испытуемому и примеры решения заданий, которые выглядят следующим образом: «Вам предлагается несколько простых заданий. Прочтите внимательно эту страницу и без команды не переворачивайте её. ... Ниже приводятся образцы заданий и правильные ответы на них: ... Быстрый является противоположным по смыслу слову: 1 – тяжелый, 2 – упругий, 3 – скорый, 4 –легкий, 5 – медленный ... Бензин стоит 44 коп. за литр. Сколько стоят 2,5 литра? ... Минер – минор. Эти два слова являются: 1 – сходными, 2 – противоположными, 3 – ни сходными, ни противоположными по значению. ... Тест, который Вам будет предложен сейчас, содержит 50 вопросов. На выполнение теста Вам дается 15 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. Все вопросы задавайте сейчас. Во время выполнения теста на Ваши вопросы отвечать не будут. После команды переверните страницу и начинайте работать. Через 15 минут, по команде, сразу же прекратите выполнение заданий, переверните страницу и отложите ручку» (Краткий ориентировочный тест. 1989. С. 120). После ознакомления испытуемых с инструкцией интервьюер отвечает на их вопросы. В настоящее время в тесте используются следующие шкалы, описывающие интеллектуальные особенности испытуемого: интегральный показатель КОТ (общий уровень интеллектуального развития); способность к обобщению и анализу информации; пространственное мышление; устойчивость мыслительных процессов (отсутствие эмоциональной деструкции); гибкость мыслительных процессов; внимание (Психологическая диагностика … 1999. С. 57).
Обработка и интерпретация результатов методики
Процедура обработки исходной версии методики следующая: психологу-диагносту нужно при помощи ключа, накладываемого на бланк методики, вручную подсчитать количество правильных ответов ПТ и отдельных шкал, если таковые используются. Важно подчеркнуть, что данный тест, как и прочие психодиагностические методики, должен проводиться профессиональным психологом, чтобы исключить негативное воздействие на испытуемых при интерпретации результатов. Ручная обработка бланкового варианта теста занимает по интегральному показателю ПТ 15–20 с. ПТ имеет медианные нормы, которые разбивают выборку на две части. Если ПТ испытуемого равен или выше медианы для данной группы специалистов, то испытуемый может быть допущен к дальнейшему тестированию по тестам специальных способностей, если таковые существуют и адаптированы, либо в зависимости от ПТ испытуемый может быть распределён в ту или иную учебную группу. Тест также позволяет дать испытуемому рекомендации по коррекции тех аспектов интеллекта, недостаточное развитие которых не даёт возможности быстро и правильно выполнять соответствующие задания. Так, одна группа заданий определяет общий уровень осведомлённости и развития лингвистических способностей тестируемого, т. е. характеризует качество гуманитарной образованности; уровень образованности в области точных наук отражается на успешности выполнения числовых заданий на установление закономерностей с геометрическими фигурами; третья группа заданий свидетельствует об уровне пространственного ориентирования и абстрактно-логического мышления человека.
Психометрические свойства методики
Надёжность теста определялась по методу Кьюдера – Ричардсона, основанному на однократном тестировании, и не зависит от искусственных допущений о полной параллельности двух частей теста. Альфа надёжность для теста КОТ, рассчитанная по формуле Кьюдера – Ричардсона, составила 0,86 (Бузин. 1998). Надёжность рассчитывалась по небольшой выборке в 280 чел. Была установлена также корреляция ПТ с IQ по числовому тесту Айзенка – 0,68, и с IQ по вербальному – 0,61 Успешность выполнения КОТ коррелирует со степенью независимости выборов от предшествующего успеха или неудачи в тесте на уровень притязаний, коэффициент корреляции – 0,22. Оригинальный тест Э. Вандерлика имел корреляцию со Шкалой Векслера 0,67 (Buckley. 1957. Р. 7). По графикам распределения ПТ установлена неоднородность выборок. Эти распределения свидетельствуют о зависимости ПТ от уровня образования: при более высоком уровне образования ПТ смещается в сторону увеличения за счёт уменьшения самой слабой группы (решающей 6–9 заданий) и увеличения средней (решающей 18–24 задания). «Сильная» группа (решающая свыше 30 заданий) и в той, и в другой выборке невелика и достаточно стабильна по численности (5–7 %). Популярность методики КОТ обусловлена в определённой степени лёгкостью её применения и низкими временными затратами при тестировании больших групп испытуемых.
Контингент обследуемых, рекомендации и ограничения
Рекомендуемый контингент испытуемых по методике КОТ: методика используется при предварительном отборе и распределении кадров в промышленности, армии, системе образования, профориентационной работе, психодиагностике обучаемости и деловых качеств личности, а также может применяться в других исследовательских целях. Первый удачный опыт применения теста КОТ – его внедрение в методику отбора кадрового резерва МГТС. Один из двух кандидатов с максимальными баллами ПТ через несколько лет возглавил эту организацию (Бузин. 1992). А после 15-летнего использования матрицы Равена, для тестирования кандидатов в МВД с 1997 г. служба профотбора перешла на КОТ (Психологическая диагностика … 1999. С. 56; Беребин. 2011. С. 61) и успешно его использует. Активно используется данная методика и при профотборе в военной авиации (Куруськина. 2010), в Федеральной службе исполнения наказаний (Карпова. 2019), Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков (до 2016, когда служба была ликвидирована); при отборе учащихся в гимназии, лицеи и др. учебные заведения с повышенным уровнем требований (Барлас. 2005). Нижняя возрастная граница для использования КОТ – 5-й класс общеобразовательной школы (10–11 лет). Исследования на более младших возрастных группах не проводились (Бузин. 1992. ; Барлас. 2005). Методика КОТ применялась также при исследовании связи этнической функции культурных представлений и уровня интеллекта (Этническая функция … 2017), в котором установлено, что искажение этнофункционального развития у взрослых респондентов связано со снижением у них уровня интеллекта.