Прогрессивные матрицы Равена
Прогресси́вные ма́трицы Раве́на (англ. Raven's Progressive Matrices; Тест Равена; Стандартные прогрессивные матрицы; Чёрно-белые прогрессивные матрицы), психодиагностическая методика, невербальный тест интеллекта, предназначенный для определения уровня умственного развития испытуемых в возрасте от 4,5 до 65 лет и старше. Тест состоит из заданий с недостающим элементом в образце-матрице, расположенных с учётом возрастающей (прогрессивной) трудности. Первая версия Стандартных прогрессивных матриц (Standard Progressive Matrices) разработана в 1936 г. и опубликована в 1938 г. в Великобритании. С 1947 г. также используются Цветные (Coloured Progressive Matrices) и Продвинутые прогрессивные матрицы (Advanced Progressive Matrices).
Матрицы считаются одним из наиболее точных измерений g-фактора, хотя сами разработчики определяют его как тест «наблюдательности и ясности мышления» (Равен. 1997. С. 43). Дж. Равен ставил перед собой задачу создания короткого перцептивного теста, который охватывал бы весь диапазон способностей с детского возраста до старости и мог бы использоваться для людей, не умеющих читать (многие из тестируемых были неграмотными) или даже понимать язык. При всём этом тест должен был быть теоретически обоснованным, однозначно интерпретируемым, простым для проведения в домашних условиях, в школах, где часто пространство было ограничено, и на рабочих местах, где было шумно и мало времени для тестирования.
Тест Равена считают относительно свободным от влияния культуры, поэтому он может применяться на выборках испытуемых с любым языковым и социокультурным составом. Тест является невербальным, поэтому для его выполнения не требуются умения читать и писать. Благодаря своей независимости от языка как для испытуемых, так и для диагноста, тест быстро нашёл применение в вооружённых силах, в первую очередь союзников Великобритании, а затем и в образовательных системах всех стран мира. Невербальный характер заданий делает тест популярным в сравнительных кросскультурных исследованиях.
Теоретико-методологический контекст
Теоретическими основаниями теста Равена являются модель интеллекта Ч. Спирмена и идеи гештальтпсихологии. Как ученик Спирмена Равен поддерживал точку зрения о существовании общего интеллекта или g-фактора. В основу теста положены и методологические традиции английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучшим способом измерения g–фактора является определение соотношений между абстрактными фигурами.
Тест также опирается на разработанную в рамках гештальтпсихологии теорию восприятия форм, согласно которой каждое задание может быть рассмотрено как определённое целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов. Гештальтпсихология рассматривает зрительное восприятие как целостный, структурно организованный процесс, и чёткие, но не законченные структуры всегда дополняются, достраиваются до геометрического целого.
Идея образца-матрицы возникла у Дж. Равена из ассоциаций с игрой «крестики-нолики», а принцип прогрессивности в матрицах был реализован следующим образом: а) внутри каждой серии задания расположены с учётом их возрастающей трудности ; б) все серии также различаются возрастающей трудностью, которая повышается от первой серии к последней. Возрастающая трудность заданий определяется увеличением числа элементов в матрице, увеличением числа предлагаемых вариантов решения и усложнением логического принципа, лежащего в основе каждой матрицы.
Циклический формат заданий обеспечивает «научение методу мышления» и таким образом позволяет диагностировать тенденцию учиться через опыт (потенциал обучаемости).
Структура методики, способ проведения, версии
Первой формой Прогрессивных матриц были Стандартные серии. Они разрабатывались с целью охватить весь диапазон интеллектуального развития (от маленьких детей и испытуемых с интеллектуальной недостаточностью до самых успешных взрослых и пожилых). Эти серии впоследствии были расширены, чтобы обеспечить возможность более тщательного анализа способностей, относящихся к нижнему или верхнему уровням диапазона. Для этой цели были сконструированы Продвинутые матрицы (1941) и Цветные матрицы (1947). Цветные матрицы охватывают оценки нижнего квартиля полного диапазона способности, а Продвинутые – верхнего квартиля. Все вместе эти формы теста позволяют решить бо́льшую часть существующих задач тестирования интеллекта. Каждая из серий пересматривалась по несколько раз с применением анализа ответов на задания, чтобы расположить их в верной последовательности. Анализ основывался на траекториях графика, по которым доля респондентов, решивших правильно каждое задание, увеличивалась в соответствии с общим результатом по тесту.
Уникальность Стандартных матриц заключается в том, что они до сих пор используются в почти первозданном виде. В 1947 г. скорректировано задание B 8, а в 1956 г. изменена последовательность некоторых заданий и местоположение вариантов ответов. С тех пор Стандартные матрицы остаются без изменений.
В 1998 г. были опубликованы параллельные формы Стандартных и Цветных матриц, а также Стандартные матрицы плюс (SPM +) – модифицированная с целью преодоления эффекта Флинна версия SPM с более сложными заданиями.
Стандартные матрицы состоят из 60 невербальных заданий, упорядоченных с учётом возрастающей трудности. Все задания разделены на 5 серий – А, В, С, D, Е. Тест составлен так, что в начале каждой серии располагаются более лёгкие задания, а в конце – более трудные. В каждом задании в большой рамке содержится образец-матрица, составленный из определённых фигур, при этом часть матрицы остаётся незаполненной. Испытуемый сможет верно найти недостающий фрагмент среди предложенных вариантов в том случае, если поймёт закономерность изменения элементов в матрице.
Тестирование с помощью Прогрессивных матриц можно проводить как в групповой, так и в индивидуальной форме. Основным требованием группового тестирования является строгое соблюдение условий самостоятельности работы каждого испытуемого, исключение подсказок и помех со стороны других тестируемых (списывание ответов-решений, консультирование, отвлекающие разговоры и т. п.).
Возможно применение Стандартных матриц с ограничением времени выполнения заданий и без временных ограничений. Существует комбинированный способ: задания теста выполняются без ограничения времени, но отмечается, сколько заданий выполнено верно за первые 20 мин. Позиция разработчиков теста однозначна: введение временны́х ограничений дискриминирует людей с медленным стилем мышления и приводит к ненадёжности и невалидности результатов. В Стандартных матрицах плюс время выполнения тестовых заданий принципиально не ограничивается. В исследовании российских психологов Д. Г. Давыдова и Е. В. Чмыховой (2016) проверялось, могут ли результаты тестирования с помощью Стандартных матриц в условиях временно́го ограничения быть сопоставимыми с результатами без лимитирования времени. Корреляционная связь между числом правильно решённых заданий за 20 мин и числом правильно решённых заданий без временного лимита оказалась достаточно сильной (r = 0,70 при p = 0,001).
Тест Равена используют в более чем 100 странах мира. В СССР Стандартные матрицы применяются с конца 1970-х гг., а стандартизация на русскоязычной выборке проведена только в 1981 г.
Обработка и интерпретация результатов методики
Общая сумма баллов по тесту Равена является показателем интеллектуального развития испытуемого, выявляет его способность мыслить согласно определённому методу, использовать схемы ментальной обработки сложных событий и объектов.
Путём сравнения распределения индивидуальных результатов тестирования по сериям с распределением ожидаемым вычисляется индекс вариабельности. При увеличении индекса до критических значений данные теста считаются ненадёжными и недостоверными (испытуемый может симулировать низкий результат по тесту, демонстрируя несостоятельность в решении самых простых заданий).
Качественный анализ данных тестирования в зависимости от успешности решения заданий определённых серий позволяет оценить развитие отдельных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения и др.). Содержание заданий теста Равена меняется от простых перцептивных гештальтзаданий, через простые аналогии к заданиям аналитическим, требующим привлечения сложных взаимодействующих стратегий для определения проблемной ситуации, выделения релевантных элементов и способа их взаимосвязи. При выполнении теста актуализируются такие когнитивные процессы, как восприятие (зрительный анализ и синтез), внимание (устойчивость, концентрация, распределение и переключение, общая продуктивность), а также проявляются волевые и эмоциональные особенности тестируемого, его настойчивость и работоспособность. При выполнении заданий теста внимание должно поддерживаться познавательным интересом и стремлением к правильному решению.
Психометрические свойства методики
Неоднократно подтверждались высокие показатели валидности и надёжности теста Равена. Коэффициент корреляции между результатами Стандартных матриц и показателем IQ по тесту WAIS Д. Векслера составляет 0,7–0,74 для взрослых и 0,91 для детей 9–10 лет; арифметическими тестами – 0,74–0,87; шкалами Стэнфорд – Бине – 0,66. Исследования групп, отличающихся по уровню образования и профессии, а также умственно отсталых испытуемых демонстрируют хорошую конструктную валидность теста. Надёжность теста Равена, определяемая методом ретеста, на разных выборках составляет от 0,7 до 0,9. Исследователи фиксируют снижение различительной способности матриц в области высоких значений из-за тенденции роста тестовых показателей (эффекта Флинна).
Контингент обследуемых, рекомендации и ограничения
Прогрессивные матрицы предназначены для испытуемых в возрасте от 4,5 до 65 лет и старше: Стандартные чёрно-белые – для тестирования лиц от 8 до 65 лет; Цветные – для детей 4,5–9 лет, а также взрослых старше 65 лет либо интеллектуально неполноценных; Продвинутые – для тестирования лиц с интеллектуальными способностями выше среднего.
Сфера адекватного применения и релевантная психодиагностическая задача – это оценка общей способности к систематизированной, планомерной интеллектуальной деятельности. Матрицы могут применяться для обследования людей из различных культур, говорящих на разных языках, с различным уровнем образования (даже совсем неграмотных).
Прогрессивные матрицы подвержены в определённой мере влиянию научения, поэтому не рекомендуется использовать этот тест в диагностических целях многократно на одной и той же выборке испытуемых.