Универсальный интеллектуальный тест Санкт-Петербург – Челябинск модифицированный
Универса́льный интеллектуа́льный тест Санкт-Петербу́рг – Челя́бинск модифици́рованный (УИТ СПЧ-М), стандартизированная психодиагностическая методика, тест для диагностики структуры и уровня интеллекта. Авторы – И. М. Дашков, Л. К. Федорова (разработка тестового комплекса), Н. А. Батурин, Н. А. Курганский (психометрическая проверка теста, его стандартизация и разработка возрастных норм). Методика УИТ СПЧ-М является модификацией универсального интеллектуального теста (УИТ СПЧ), разработанного в 1995 г.; предназначена в первую очередь для диагностики уровня интеллекта учащихся 8–11-х классов общеобразовательных школ. Дальнейшие исследования показали, что методика может быть использована и для диагностики интеллекта взрослых людей.
Теоретической и содержательной основой теста (см. подробнее ниже) являются факторная модель интеллекта Дж. Гилфорда, представления о диагностике интеллекта и методики WAIS и WISC Д. Векслера, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (Анастази. 2007; Бурлачук. 2006).
Тест состоит из 11 субтестов, по 16 заданий в каждом, которые позволяют диагностировать различные интеллектуальные функции. Методика имеет 4 параллельные формы (А, Б, В и Г), что даёт возможность психологу проследить ежегодную динамику развития интеллекта учащихся старших классов, взрослых респондентов, а также осуществить проведение лонгитюдных исследований интеллекта. Методика УИТ СПЧ-М прошла тщательную психометрическую проверку критериальной и конструктивной валидности, надёжности, дискриминативности теста, равенства парных форм. Для каждого возраста обследуемых разработаны таблицы перевода сырых баллов в шкальные и таблицы для пересчёта суммарных шкальных оценок в показатели IQ. Для обработки данных разработаны компьютерные программы сканирования стандартного бланка, обработки сырых данных, расчёта шкальных и суммарных оценок. Базовой экспериментальной площадкой для разработки теста и его проверки, включая составление таблиц перевода для всех возрастных групп, стали школы городов Челябинска и Кургана, учебные группы Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) и рабочие коллективы Челябинска и Кургана.
Министерством образования РФ в 1996 г. тест рекомендован для исследования уровня и структуры интеллекта учащихся 8–11-х классов.
Методика УИТ СПЧ-М является модификацией универсального интеллектуального теста (УИТ СПЧ), разработанного в 1995 г. коллективом авторов Санкт-Петербургского государственного университета и Южно-Уральского государственного университета. Уникальность и преимущество методики заключается в том, что она содержит 4 параллельные формы, по 11 субтестов в каждой, для учащихся 8–11-х классов и взрослых людей. На основе методики УИТ СПЧ и УИТ СПЧ-М разработаны производные от них методики ПИТ СПЧ – подростковый интеллектуальный тест (для 5–8-х классов), КИТ СПЧ – компактный интеллектуальный тест (6 субтестов, 4 параллельные формы, для взрослых) и ИАИТ СПЧ – индивидуально-адаптируемый интеллектуальный тест (7 субтестов, 2 параллельные формы, для 8–11-х классов и взрослых).
Стимульный материал
Стимульный материал, включённый в батарею субтестов, отражает базовые интеллектуальные характеристики, необходимые для успешного выполнения различных когнитивных действий. Как было ранее указано, теоретической основой для отбора тестового материала является факторная модель Дж. Гилфорда, а прототипами субтестов УИТ СПЧ-М послужили шкалы измерения интеллекта Д. Векслера, субтесты методики структуры интеллекта Р. Амтхауэра, а также разработки К. Готтшальдта и М. Бонгарда. В тесте используются задания закрытого типа, предполагающие только один вариант правильного ответа из 5 возможных. Названия субтестов отражают их содержание и диагностируемую базовую характеристику интеллекта: 1) «Осведомлённость»; 2) «Скрытые фигуры»; 3) «Пропущенные слова»; 4) «Арифметические задачи»; 5) «Понятливость»; 6) «Исключение изображений»; 7) «Аналогии»; 8) «Числовые ряды»; 9) «Умозаключения»; 10) «Геометрическое сложение»; 11) «Заучивание слов» (Батурин. 2003). «Чистое» время выполнения всех субтестов составляет 1 ч 14 мин.
Обработка и интерпретация результатов методики
Обработка данных теста УИТ СПЧ-М может производиться двумя способами: «вручную» с помощью ключей или с использованием специально разработанной компьютерной программы Uitni. Введённые вручную данные поступают в базу Asses. Процедура подсчёта сырых баллов включает в себя суммирование правильных ответов по каждому субтесту, возрасту. Последующий перевод сырых баллов в шкальные баллы производится на основе таблиц, разработанных для каждого возраста. Следующий этап – это подсчёт суммы сырых и шкальных баллов по всему тесту, которая по единой таблице для всех возрастов переводится в общий показатель интеллекта.
Для анализа и последующей интерпретации значимыми являются параметры общей оценки интеллекта, профили показателей по всем субтестам, а также группировка субтестов по структурным и функциональным признакам. Для оценки общего интеллекта введены следующие нормы: «сниженная норма» (от 80 до 89), «средняя норма» (от 90 до 109). Общий показатель интеллекта, находящийся в диапазоне от 110 до 119, характеризуется как «хорошая норма». «Очень высокому» интеллекту соответствуют показатели от 120 до 129 баллов, а «низкий интеллект» диагностируется, если суммарный показатель находится в пределах от 70 до 79 баллов. Анализ результатов ниже 70 баллов не проводился.
Психометрические свойства методики
В процедуре стандартизации методики приняли участие школьники, студенты и взрослое население Челябинской и Курганской областей. Общее для двух областей количество объектов культуры, высших учебных заведений, соотношение проживания населения в городе и сельской местности практически соответствует общероссийской популяции.
Методика УИТ СПЧ-М прошла тщательную психометрическую проверку. Полные данные о процедуре представлены в руководстве к тесту.
Критериальная валидность была определена путём расчёта линейной корреляции между общим показателем теста и средним баллом успеваемости (r = 0,67), а также между суммарным показателем по тесту со средним рейтингом учащихся в выборке (r = – 0,68). Коэффициент корреляции, сумма баллов по отдельным субтестам и средний балл успеваемости варьировал от 0,25 до 0,62.
Для расчёта конструктной валидности теста использовалось увеличение показателей по всем субтестам в группе испытуемых от 13 до 17 лет. Значимый рост показателей выявлен при возрастном сдвиге в один год.
Надёжность параллельных форм методики была подтверждена повторным тестированием с помощью взаимозаменяемых форм теста через 8 месяцев. Между двумя замерами коэффициент корреляции для суммарных показателей равен 0,71.
Оценка надёжности теста проводилась с помощью метода расщепления пополам. Коэффициент корреляции между половинными суммарными показателями оказался равен 0,73.
Дискриминативность методики УИТ СПЧ-М рассчитывалась с помощью формулы Фергюсона. Коэффициент дискриминативности теста равен 0,99. Отдельные субтесты имеют коэффициент дискриминативности от 0,96 до 0,99.
Расчёты показали, что параллельные формы УИТ СПЧ-М статистически равноценны, максимальная разница средних величин субтестовых оценок не более 0,4 балла.
Шкалирование сырых данных по субтестам УИТ СПЧ-М проводилось посредством нормализации распределения накопленных частот (процентилей) первичных баллов с переходом к векслеровской двадцатибалльной шкале (среднее значение М = 10, стандартное отклонение σ = 3).
Модификация теста и его практическое применение
Методика УИТ СПЧ-М – модифицированная версия исходного теста УИТ СПЧ, полностью сохранившая структуру и направленность субтестов базового варианта. Для диагностики уровня и структуры интеллекта подростков в 2004 г. на основе УИТ СПЧ-М была разработана версия подросткового интеллектуального теста (ПИТ СПЧ) (Дашков. 1995; Курганский. 1999; Подростковый интеллектуальный тест ... 2004). Все три методики зарекомендовали себя как надёжный психодиагностический инструмент, позволяющий проводить лонгитюдные исследования. Следующим этапом модификации УИТ СПЧ-М стало создание компактного интеллектуального теста (КИТ СПЧ). Преимуществом этого теста стало сокращение времени тестирования в два раза, но при этом точность диагностики существенно не изменилась. И наконец, последняя модификация – разработка индивидуально-адаптируемого интеллектуального теста (ИАИТ СПЧ) (Батурин. 2011). Все указанные методики стандартизированы, валидны и надёжны.
Практическое применение методики УИТ СПЧ-М в первую очередь связано с системой образования в качестве инструмента оценивания умственного развития, дифференциации обучения и отбора учащихся в профильные классы лицеев и гимназий, для чего были сформированы специальные критерии (Батурин. 2003). Методика может быть использована для обследования взрослых людей в тех ситуациях, где есть запрос на дифференцированную оценку их интеллектуальных качеств, например при отборе персонала.
Методика УИТ СПЧ-М прошла профессиональное рецензирование (Ежегодник профессиональных рецензий ... 2010). Тест сертифицирован Центром сертификации Российского психологического общества в 2012 г., номер сертификата 002/01–П (Общероссийский реестр сертифицированных психодиагностических методик // Российское психологическое общество).