Тест коэффициента интеллекта Айзенка
Тест коэффицие́нта интелле́кта А́йзенка (англ. Intelligence quotient test by H. Eysenck), психодиагностический тест, разработанный английским психологом немецкого происхождения Х. Ю. Айзенком для измерения коэффициента интеллекта, понимаемого автором как фактор общего интеллекта (g). Существует несколько тестов коэффициента интеллекта Айзенка. Первым и самым известным является набор из восьми тестов, предназначенный для людей в возрасте от 18 до 60 лет, имеющих образование не ниже среднего (Eysenck. 1962; Айзенк. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. 1995). Каждый тест состоит из 40 заданий, которые нужно выполнить за ограниченное время (30 мин). Встречаются задания вербального, математического и визуально-пространственного типа, но при подсчёте результатов все они рассматриваются как задания на общий интеллект. По просьбам читателей во второй версии интеллектуальных тестов Айзенк внёс в свои тесты некоторые изменения и дополнения (Eysenck. 1966; Айзенк. 2001). Первые пять тестов из нового набора построены по прежнему принципу, однако в них сбалансированы доли заданий с использованием грамматического, математического и визуального материала. Добавлены три новых теста для определения специальных способностей в этих областях. В конце книги приводятся два теста с заданиями повышенной сложности, которые предназначены для разминки и интеллектуального досуга и не могут использоваться для диагностики. Существуют также разработанные Айзенком и Д. Эвансом тесты для детей 10–15 лет (Eysenck. 1995), в том числе адаптированные для применения в России (Айзенк. 1997; Айзенк. Тесты IQ для выявления талантов. 2011). В этом наборе представлены отдельные тесты на логическое мышление, математические способности, восприятие, словесно-речевые способности и визуально-пространственные способности.
Подход Г. Айзенка к исследованию интеллекта считается одномерным. Внешне разнообразные задания концептуально предназначены для тестирования общего фактора интеллекта (Дружинин. 2008). Ядро научной теории интеллекта Айзенка составляет операционально-эмпирическое содержание. Под интеллектом понимается лишь то, что можно непосредственно зафиксировать с помощью тестов (Крамаренко. 1990). В поздних работах Айзенк пришёл к выводу о том, что корреляты интеллекта можно обнаружить с помощью методов психофизиологии и биохимии (Айзенк. Понятие и определение интеллекта. 1995). Интеллект биологически детерминирован, но в психологических исследованиях удобнее пользоваться операциональным определением интеллекта, не имея исчерпывающих сведений о его физиологических механизмах.
По мнению Г. Айзенка, результаты выполнения тестов в основном зависят от скорости умственных процессов и настойчивости при поиске решений. Позиция Айзенка во многом сходна с мнением Ф. Гальтона, который считал, что интеллект можно оценить с помощью тестов на сенсорное различение и скорость реакции. Айзенк придавал большое значение скоростным характеристикам выполнения тестов, поэтому его модель интеллекта обычно рассматривают в рамках «скоростной парадигмы». Последующие исследования показали, что корреляция времени реакции с интеллектом не так высока, как предполагалось ранее (Малышева. 2006). Ментальная скорость выступает одним из компонентов интеллектуальных способностей, однако при работе со многими мыслительными задачами быстрота в решении проблем и принятии решений не является предиктором успешности (Холодная. 1997).
Существенным недостатком тестов Г. Айзенка являются логические ошибки в заданиях, описанные российским математиком, академиком В. А. Васильевым. Формулировки заданий могут быть поняты не так, как задумывалось автором теста, что приведёт к выбору неверного ответа и ошибочному занижению результатов (Васильев. 2008). В своих книгах Айзенк не приводит подробной информации о психометрических свойствах тестов, поэтому для проверки надёжности и валидности и отдельных тестовых заданий требуются дополнительные исследования.
В России интеллектуальные тесты Г. Айзенка многократно издавались в разных форматах и стали доступными широкому кругу читателей в печатном и электронном виде. При этом разные издатели неодинаково переводят фамилию и инициалы автора на русский язык (Айзенк. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. 1995; Айзенк. 1996; Айзенк. 2001; Айзенк. 2003; Айзенк. Классические IQ тесты. 2011; Айзенк. 2019). Популяризация тестов Айзенка привела к тому, что их стали использовать не только для диагностики интеллекта, но и для саморазвития и интеллектуальных развлечений. Данное обстоятельство делает невозможным применение тестов Айзенка в ситуациях корпоративного тестирования, отбора и судебной экспертизы. С начала 21 в. сфера их применения ограничивается индивидуальным психологическим консультированием по запросу клиента и самопознанием в домашних условиях.