«Рисунок человека»
«Рису́нок челове́ка», психодиагностическая методика, основанная на анализе и интерпретации рисунка человеческой фигуры в целях: 1) оценки общего умственного развития детей и подростков (Goodenough Draw-A-Man Test); 2) проективной диагностики личности детей и взрослых (Machover Human Figure Drawing). Широко используется в качестве компонента комплексного обследования детей и взрослых. По частоте применения является одним из самых популярных (вторым, по данным А. Анастази, после метода чернильных пятен Роршаха) в мировой психодиагностической практике.
Первая версия методики Ф. Гудинаф, представляющей собой альтернативную невербальную оценку интеллекта, была опубликована в США в 1926 г. На основе теста Гудинаф К. Маховер разработала и в 1949 г. опубликовала проективную технику интерпретации рисунка человеческой фигуры.
В СССР методика первоначально применялась в клинико-психологических исследованиях: формальные аспекты рисунков (размер фигуры, расположение на листе и т. п.) соотносились с клинической картиной заболевания, однако с 1990-х гг. начинает часто использоваться и в консультативной практике.
Теоретико-методологический контекст
Подход Гудинаф основан на эмпирически наблюдаемой зависимости между особенностями рисунка и общим умственным развитием ребёнка. Основная гипотеза заключается в том, что в рисунке объекта обнаруживаются те его отличительные, существенные черты, которые ребёнок выделил в нём как в представителе соответствующего класса объектов. От распознавания отдельных объектов ребёнок сначала переходит к распознаванию классов объектов, а затем и к распознаванию графических изображений объектов. Рисунок рассматривается как выраженное в графической форме понятие ребёнка об объекте. Усложнение по мере взросления выполненных ребёнком изображений предлагается в качестве показателя развития понятийного мышления. Именно детальность изображения является мерой умственного развития ребёнка. Хотя идея изучения интеллекта с помощью рисунков была не нова (Кук, 1885; Клапаред, 1907 и др.), именно Гудинаф разработала подробную схему количественного анализа деталей человеческой фигуры. Невербальный характер теста отличал его от других методов измерения интеллекта того времени и был полезен для работы с глухими детьми и детьми из мигрантских семей.
В ходе клинического проведения теста Гудинаф Маховер обратила внимание, что у детей с одинаковым тестовым баллом часто наблюдались разные личностные особенности и модели интеллекта. При этом многие дети с одинаковыми интеллектуальными показателями, измеренными другими тестами, по рисункам демонстрировали разные уровни интеллекта (IQ). Это было, по мнению Маховер, доказательством того, что измерение интеллекта по изображению тела является лишь вторичным, и рисунок человека обладает бо́льшим потенциалом для самопроекции рисующего.
Не опровергая валидность теста Гудинаф для измерения интеллекта, Маховер предложила свою проективную технику интерпретации рисунков человеческих фигур в контексте преимущественно психоаналитической парадигмы. Чтобы определить значение конкретной детали рисунка, автором было проведено тщательное изучение личной истории, результатов тестирования рисующего и заключения психиатра. Затем в течение нескольких лет следовали многочисленные «слепые» интерпретации рисунков человеческих фигур, которые служили для подтверждения, изменения или опровержения назначенных интерпретаций. Техника была позитивно оценена клиницистами из-за большого количества информации, которую проекция тела (образа себя) в рисунке предоставляет о глубинных особенностях личности, и скептично – учёными-исследователями из-за субъективности и непроверяемости многих её предположений.
Структура методики, способ проведения, версии
Тестирование предпочтительно проводить индивидуально (для дошкольников обязательно), но допускается и групповое обследование.
В исходной версии методики Гудинаф DAM (Draw-A-Man Test) ребёнку даётся инструкция изобразить простым карандашом на листе белой бумаги стандартного формата мужчину в полный рост, причём сделать это как можно лучше. Время рисования не ограничивается. Перед началом необходимо убрать все книги и картины, чтобы не было возможности для копирования. По завершении рисования с ребёнком дополнительно проводится беседа, в ходе которой уточняются непонятные детали и особенности изображения.
После ревизии метода в 1963 г. учеником Гудинаф Д. Харрисом обновлённая версия получила название «тест Гудинаф – Харриса» (Goodenough – Harris Drawing Test). В версии, предложенной Д. Харрисом, после завершения рисунка мужчины обследуемому предлагают изобразить женщину, а затем нарисовать самого себя.
В проективной технике Маховер инструкции менее мотивирующие: обследуемому предлагают на листе бумаги простым карандашом средней жёсткости с ластиком нарисовать человека («Нарисуй человека», «Нарисуй кого-нибудь»). После выполнения рисунка дают следующую инструкцию – нарисовать человека противоположного пола. Заключительный этап обследования – стандартный опрос о нарисованных фигурах.
Новая версия методики DAP (Draw-A-Person Test) имеет несколько отличающуюся процедуру проведения и пересмотренную систему подсчёта баллов, а также включает более детализированные нормативные данные для детей 5–17 лет, собранные на выборке, стратифицированной по возрасту, полу, расе, географическому региону, этнической группе, социально-экономическому статусу. Процедура DAP заключается в том, что испытуемый должен нарисовать мужчину, женщину и себя на трёх отдельных листах. Используется одна и та же система из 64 пунктов для оценки каждого из трёх рисунков. Подсчёт баллов производится на основе наличия и уровня выполнения (детализации и пропорции) 14 критериев: 12 частей тела (руки, глаза, уши, ступни, пальцы, волосы, голова, ноги, рот, шея, нос, туловище) и 2 – относительно одежды и расположения. Стандартная оценка производится по шкале со средним значением 100 и стандартным отклонением 15 как для каждого из трёх рисунков, так и для общего балла за тест, полученного из суммы по трём рисункам (Naglieri. 1988).
Обработка и интерпретация результатов методики
В тесте Гудинаф основной показатель уровня умственного развития ребёнка – детальность изображения. Оцениваются не художественные изобразительные способности и средства, а точность и детальность рисунка (как изображены части тела и детали одежды, как учтены пропорции, перспектива).
Шкала оценки рисунка фигуры мужчины в тесте Гудинаф включает 51 элемент по 18 категориям:
Голова.
Ноги.
Руки.
Туловище.
Соединение рук и ног с туловищем.
Шея.
Детали лица.
Волосы.
Одежда.
Пальцы.
Суставы руки, ноги.
Пропорции головы, рук, ног.
Каблуки.
Координация движений.
Уши.
Детали глаз.
Подбородок.
Профиль.
В обновлённой версии теста Гудинаф – Харриса шкала оценки рисунка фигуры мужчины содержит 73 пункта, фигуры женщины – 71. Высокий коэффициент корреляции между данными, полученными при рисовании мужчины и женщины (0,91–0,98), позволяет считать оба варианта взаимозаменяемыми.
В проективной технике Маховер рисунок человеческой фигуры рассматривается как выражение самопроекции обследуемого. В соответствии с психоаналитической символикой интерпретируются разнообразные детали рисунка, прежде всего изображение основных частей тела. При интерпретации рисунков часто используется метод прямой аналогии, например, крошечные ноги у нарисованной фигуры указывают на ненадёжную опору рисующего. Такая субъективность интерпретации и, как следствие, произвольность и противоречивость результатов как слабая сторона техники Маховер не раз подвергались критике: многие из «признаков» в рисунках сложно проверить экспериментально.
Исследования показывают: женщины рисуют сначала мужскую фигуру чаще, чем мужчины – женскую, это следует учитывать при оценке половой идентичности рисующего. С увеличением возраста для любого уровня интеллекта собственный пол в рисунках бывает представлен чаще.
Психометрические свойства методики
Многие специалисты считают, что несмотря на неоднократно подтверждённую надёжность и валидность, самостоятельной диагностической ценности и тест Гудинаф, и проективная техника Маховер почти не имеют. Рисунок человека используют для того, чтобы получить первое представление об интеллектуальной зрелости и личностных особенностях испытуемого. Ограничиваться только данным тестом недопустимо, он может быть лишь частью (предпочтительно начальной) обследования.
Первая стандартизация методики Гудинаф на 3593 рисунках детей в возрасте от 4 до 10 лет была опубликована в 1926 г. В качестве основы для проверки валидности теста и установления норм был выбран двойной критерий оценки умственного развития – хронологический возраст и школьный класс (успеваемость детей в разных возрастах или школьных классах). Оценка рисунка фигуры мужчины по 51 элементу была сопоставлена с баллом IQ и умственным возрастом (Mental Age). По данным Гудинаф, корреляция с умственным возрастом по шкале Стэнфорд – Бине составляет 0,76, с оценками способностей учителями 0,44 (в первых трёх классах). Девочки показывают несколько лучшие результаты по тесту, чем мальчики. Вероятная ошибка оценки IQ составляет примерно 5,4 балла в возрастных группах от 5 до 10 лет.
При повторной стандартизации методики Д. Харрисом подтвердился вывод о том, что девочки справляются с тестом несколько лучше, чем мальчики, поэтому были разработаны отдельные нормы для мальчиков и девочек (по шкале со средним значением 100 и стандартным отклонением 15). По сравнению с данными стандартизации 1926 г. у детей были получены значительно более высокие результаты по многим пунктам теста. Индивидуальные баллы по тесту перестают демонстрировать возрастное увеличение в раннем подростковом возрасте, в некоторых случаях даже снижаются в возрасте 15 лет.
Существуют расхождения в данных относительно точности и однозначности проективной интерпретации рисунков человеческих фигур. Исследования показывают, что общие оценки по проективной технике Маховер часто оказываются более валидными и надёжными, чем оценки по отдельным деталям рисунка.
В первой публикации техники интерпретация рисуночной проекции тела представлена хоть и систематизированно, но умозрительно, без опоры на статистические данные. В последующих работах Маховер предпринята попытка провести частотный анализ деталей рисунков, например, для трёх женских групп (предпубертатной, пубертатной, взрослой) с разным социально-экономическим статусом по 13 категориям (активность, агрессия, напряжение тела, элементы контроля, эго-идентичность, демонстративность, семейные установки, цели, нарциссизм, общительность, чувство безопасности, признаки пола, половая дифференциация) (Drawings ... 1951).
Контингент обследуемых, рекомендации и ограничения
Рекомендуемый контингент испытуемых по тесту Гудинаф – Харриса – дети в возрасте 3–15 лет, по проективной технике Маховер – дети и взрослые обоих полов.
Сфера адекватного применения и релевантная психодиагностическая задача по тесту Гудинаф – Харриса – оценка общего умственного развития у детей и подростков; по проективной технике Маховер – определение личностных особенностей детей и взрослых в ходе дифференциального медико-психологического (клинического) обследования, а также в условиях психологической консультации.
Данная методика может быть использована для установления контакта с ребёнком перед обследованием с помощью более сложных диагностических методов. Тест целесообразно также применять в случаях, когда у детей наблюдается речевая заторможенность или нарушения слуха.