Зрительно-моторный гештальт-тест Бендер
Зри́тельно-мото́рный гешта́льт-тест Бе́ндер (Бендер-тест, Бендер гештальт-тест, Бендер визуально-моторный гештальт тест, визуально моторный гештальт-тест Бендер, Бендер-гештальт; англ. Bender Visual-Motor Gestalt Test), исследовательский тест, предназначенный для оценки уровня развития зрительно-моторной координации ребёнка, а также способ регистрации замедления психического развития или регрессии детей в возрасте от 3 до 12 лет и взрослых. Процедура тестирования представляет собой срисовывание, копирование предъявленных испытуемому (тестируемому) геометрических фигур, рядов точек и линий, в которых заложена (скрыта) определённая пространственная организация. Тест считается успешно пройденным, когда испытуемый отражает на рисунке предъявленную пространственную организацию, отвечает на совокупность стимулов как на целое так, что сам ответ является целостной структурой.
Методика разработана Л. Бендер и опубликована в серии монографий Американской ортопсихиатрической ассоциации в 1938 г. (Bender. 1938). Описание содержало теоретическое обоснование методики и признаки различных клинических синдромов, таких как умственная недостаточность, афазия, различные органические мозговые нарушения, психозы, неврозы и др. В 1946 г. Бендер опубликовала полный вариант теста со стандартной инструкцией, стимульным набором из 9 фигур и таблицами интерпретаций ответов испытуемых разного возраста.
Как указывает Л. Бендер, основой теста послужила гештальттеория М. Вертгеймера. Так, набором стимульных фигур теста стали некоторые из фигур, использованных Вертгеймером в экспериментальных исследованиях визуальных гештальтов. В тесте анализируется способность видеть и воспроизводить скрытое, иллюзорное содержание стимульного материала. О возрастной норме говорит способность заметить скрытый посыл, который содержится в стимульном материале, и изобразить на своём рисунке не существовавшую ранее форму. Таким образом, тест оценивает способность видеть целое и отказаться от кажущегося случайным свойства стимульного материала (как, например, при понимании фи феномена, описанного Вертгеймером). Например, кластер точек сначала требуется осознать разбитым на ряды, линии или иные общности, чтобы передать ряды или линии при срисовывании.
Тест проводится следующим образом. Испытуемому предлагается белый лист нелинованной бумаги формата А4 либо несколько листов и письменные принадлежности. Копирование рисунка производится карандашом. Стимульные изображения предъявляются по одному, начиная с картинки А, которая служит примером выполнения задания. На ней изображён квадрат, касающийся вершиной круга. Остальные 8 фигур предъявляются последовательно и служат диагностическим материалом.
Испытуемому даётся вводная инструкция: «Здесь находится ряд картинок, которые вам необходимо скопировать. Просто перерисуйте их так, как вы их видите» (Белопольский. 2008. С. 5). Рядом с верхней частью листа кладётся стимульная картинка. Все дальнейшие инструкции даются в форме рекомендаций без давления и без одобрения действий испытуемого. Испытуемый может считать точки, располагать рисунок под разными углами и в разных местах листа, пользоваться ластиком. Данные действия разрешаются с обязательной фиксацией их в протоколе. Экспериментатор может, например, прокомментировать действия испытуемого таким образом: «Это не обязательно, но вы можете делать, как вам хочется» (Белопольский. 2008. С. 5).
Данная тестовая методика не направлена на исследование скорости выполнения заданий и памяти обследуемого. Поэтому испытуемому необходимо предоставить столько времени, сколько ему потребуется. При желании испытуемого видеть все фигуры сразу ему предъявляют все фигуры. Неизменным остаётся лишь порядок копирования: сначала фигура А, затем – фигуры 1–8 по порядку.
Л. Бендер в ходе анализа результатов теста разработала таблицу типичных ответов в зависимости от возраста испытуемых. Типичность рисунков в определённой возрастной группе указывается в процентах. Чем выше процент, тем ближе рисунок к возрастной норме. Пустые клетки означают отсутствие изменений в рисунке по сравнению с прошлым возрастным этапом. Таблица показывает возрастную норму или степень задержки психического развития (регрессии). Теоретической базой таблицы типичных ответов послужили работы исследователей Р. Коррадо и В. Лоуэнфелда. Риччи был основоположником наблюдений за развитием изобразительных способностей детей и изложил свои наблюдения в 1887 г. в книге «Искусство детей» [на русском языке опубликована под названием «Дети-художники» (Риччи. 1911)]. Более системный подход к оценке детского творчества предложил профессор художественного образования Пенсильванского университета В. Лоуэнфелд. Он создал периодизацию художественного развития детей (на материале особенностей рисунка). Лоуэнфелд выделял 6 стадий: стадия «каракулей» (от 2 до 4 лет), стадия «первичных схем» (от 4 до 7 лет), стадия схематизации (с 7 до 9 лет), стадия первичного реализма (с 9 до 11 лет), стадия псевдореализма (с 11 до 13 лет), стадия суждений (подростковый возраст и старше) (Lowenfeld. 1947. P. 138).
Дальнейшие модификации теста во многом касались именно таблицы типичных ответов. Так, в русскоязычной адаптации теста 2008 г. В. И. Белопольского и О. В. Лови таблица была сведена к численной, балльной оценке по 3 параметрам: выполнение углов, ориентация элементов, взаимное расположение элементов.
Появилось несколько адаптаций теста и в США. Отвергнув не только таблицу типичных ответов, но и стимульный набор картинок, свою версию «Бендер-II» предложили американские психологи Г. Бранниган и С. Л. Декер. Начав работу в 1990 г., они добавили более простые стимульные картинки к тесту – их стало 16 (Brannigan. 2003).
Задолго до названных модификаций над усовершенствованием теста работал инструктор образовательной клиники Городского колледжа Нью-Йорка Макс Л. Хатт (Max L. Hutt), что позволило ему в 1960 г. издать работу «Клиническое использование пересмотренного Бендер-гештальт-теста». Последней версией теста стал вариант (Koppitz. 1964), предложенный Элизабет М. Коппиц (1919–1983), который включает как расширенную версию стимульного материала «Бендер-II», так и модификацию Хатта. Её работа была издана только в 2007 г. под названием «Koппиц-2: Система оценки развития Коппиц для теста Бендер-Гештальт» (Gorske. 2008).