Абу-ль-Ала аль-Маарри
Абу-ль-Ала́ аль-Маа́рри (Абу аль-Аля аль-Маарри; أبو العلاء المعري) (973, Мааррат-эн-Нууман, Халифат, ныне Сирия – 1057 или 1058, там же), арабский писатель, мыслитель.
Происходил из знатного рода. В трёхлетнем возрасте перенёс оспу, в результате которой почти полностью ослеп. Получил домашнее образование; в 993–1010 гг. учился в Алеппо, Антакии, Латакии, сирийском Триполи, Багдаде (с 1007). Вернувшись на родину, стал отшельником. Последние годы провёл в окружении учеников.
Раннее творчество (до 1010) представлено диваном «Искры из кремня» (سقط الزند, издан в 1884) и моралистическим трактатом «Брошенное на дороге» (ملقى السبيل, издан в 1912). В произведениях послебагдадского периода выступал против суеверий и преувеличения значения обряда, апеллируя к разуму верующих: диван философской лирики «Обязательность необязательного» («Лузум ма ла ялзам», لزوم ما لا يلزم; сокращённое название «Аль-Лузумийят», اللزوميات; издан в 1930), сборник проповедей «Разделы и пределы» (الفصول والغايات, издан в 1938), «Послание о Коне и Муле» (رسالة الصاهل والشاحج, издано в 1984).
Вершина творчества Абу-ль-Ала аль-Маарри – сатирические послания, написанные рифмованной прозой: «Послание об ангелах» (رسالة الملائكة; русский перевод 1932), где в форме рассуждения о вопросах лингвистического характера приводится развёрнутая критика буквального понимания Корана и традиционных мусульманских представлений о загробном мире; «Послание о прощении» (رسالة الغفران, 1033; издано в 1903), в котором загробный мир изображён по образу мира земного.
Среди других сочинений: панегирики, элегии, моралистические сентенции, комментарии к стихотворениям Мутанабби и других поэтов, дидактические произведения. Наряду с идеями ислама в сочинениях Абу-ль-Ала аль-Маарри прослеживается влияние иудейской и христианской догматики, доисламских иранских верований, эллинистической и индийской философии. Творчество Абу-ль-Ала аль-Маарри оказало заметное влияние на арабскую, персидскую и тюркскую литературу.