Декомпозиционный подход (в маркетинге)
Декомпозицио́нный подхо́д, один из инструментов стратегического анализа и системного подхода к разработке и реализации стратегии компании. Осуществляется посредством разделения стратегии и целей компании по вертикали (по организационным уровням и типам задач) и по горизонтали. При декомпозиционном подходе (в отличие от синтетического композиционного подхода) цели нижних уровней иерархической структуры выводятся из целей верхнего уровня. Таким образом формируется вертикально-горизонтально интегрированная система целей, в которой системообразующим фактором является стратегическая цель всей компании. Вертикальная декомпозиция подразумевает такое разделение стратегической цели компании, при котором тактическая цель верхнего уровня организационной иерархии является стратегической по отношению к нижележащему уровню.
Предполагается следующая последовательность декомпозиции стратегических целей организации. Во-первых, сами стратегические цели составляют первый уровень декомпозиции, но при этом необходимо учитывать, что первый уровень выстраивается из высших целей нулевого уровня, т. е. из видения, миссии организации. Во-вторых, стратегические цели первого уровня декомпозируются на цели второго уровня – функциональные задачи, решения которых необходимы для достижения целей первого уровня. В-третьих, функциональные задачи декомпозируются на конкретные мероприятия, без которых невозможно достижение целей второго уровня. Необходимо учитывать, что отдельно взятое мероприятие далеко не всегда ведёт к решению задачи второго уровня, однако комплекс, совокупность мероприятий позволяют найти необходимое решение функциональных задач. Оценкой правильности декомпозиции служит показатель KPI (Key Performance Indicator, или «ключевой показатель эффективности»), количественно измеряемый показатель деятельности как структурных подразделений, так и отдельных сотрудников, направленной на достижение результатов на всех трёх уровнях.
Реализация вертикальной декомпозиции всегда начинается с выполнения заданий исполнителями, оценки выполненных работ и дальнейшего последовательного восхождения по вертикали, по каждой зоне ответственности.
Инструмент вертикальной декомпозиции – это модель дерева целей, иными словами – иерархия целей. Посредством дерева целей осуществляется пошаговая вертикальная декомпозиция стратегической цели на подцели.
Количество уровней декомпозиции зависит от организационной структуры, от масштабов и сложности поставленных целей.
Горизонтальная декомпозиция – это расчленение цели одного уровня между структурными подразделениями с последующим образованием вре́менного межструктурного подразделения на принципах матричной организации.
Взаимосвязь горизонтальной и вертикальной декомпозиции даёт системную картину взаимосвязей, обусловливающих разработку стратегии и её реализацию, при этом декомпозиция позволяет выявлять «узкие места» и риски в стратегии и, в свою очередь, принять предупредительные меры.
Декомпозиция предоставляет руководству компании возможность принять необходимые управленческие решения по проведению в субъекте управления – совете директоров и правлении – необходимых структурных изменений в соответствии со стратегией развития компании.
Вертикальная декомпозиция и её информационные материалы являются в последующем стержнем разработки продуктового стратегического плана реализации стратегии развития компании, а также разработки механизмов его реализации и ресурсного обеспечения. Таким образом, декомпозицию можно образно сравнить с конструктором LEGO с учётом того, что вертикальная декомпозиция предоставляет детали для сборки новой конкурентной стратегии.
Вертикальная и горизонтальная декомпозиция – это основа конкурентоспособной стратегии развития компании. Процесс реализации декомпозиции и её результаты становятся для руководства объективными показателями состояния и уровня квалификации менеджеров всех уровней, каждого специалиста и сотрудника. Одним из ключевых результатов декомпозиции становится обнаружение «слабых звеньев», что является основанием для мероприятий по повышению квалификации сотрудников или объявления конкурса.
Для визуализации декомпозиции стратегических целей используются различные инструменты и методики. В частности, одним из наиболее популярных является разработанный английским психологом Тони Бьюзеном (1942–2019) метод древовидных интеллект-карт Mind Maps (или «карт мыслей» – диаграмм связей, известных также как ассоциативные карты или ментальные карты), позволяющий осуществлять структуризацию и визуализацию концепций в виде диаграммы.