Наука о международных отношениях в Японии
Нау́ка о междунаро́дных отноше́ниях в Япо́нии, совокупность теоретических подходов по исследованию международных отношений, которые получили развитие в японском научном сообществе со 2-й половины 19 в.
Зарождение науки о международных отношениях
Наука о международных отношениях (МО) возникла на волне модернизации, когда в Японию из Европы стали проникать идеи европейских мыслителей. Она сочетала в себе элементы западной мысли и японских философских течений, включая различные дисциплины, такие как дипломатическая история, международное право, международная экономика, регионоведение, политическая теория, а также области, которые не относят к международным отношениям: философию, феномен колониализма, экономику и антропологию.
По классификации японского политолога Иногути Такаси магистральные направления развития японской науки о МО можно определить как государствоведение, марксизм, историзм и американскую политическую традицию.
Наука о международных отношениях после Второй мировой войны
После окончания Второй мировой войны 1939–1945 гг. в Японии, с одной стороны, были сильны традиции историзма, что обусловлено необходимостью переосмысления её участия в войне; с другой стороны, на волне интернационализации в Японии получили распространение теории международных отношений, популярные на Западе. В Японии не происходило Больших дебатов в том виде, в котором они прошли на Западе, но серьёзным идеологическим противостоянием стал развернувшийся в 1950–1960 гг. спор между реалистами (политолог Косака Масатака) и идеалистами (журналист Сакамото Ёсикадзу), который касался пути дальнейшего развития Японии – в союзе с США (реалисты) или на позициях нейтралитета (идеалисты). Противостояние не носило характер абсолютного отрицания соперничающих точек зрения, а пацифизм являлся основной константой и идеалистов, и реалистов, отличался только их подход к воплощению его принципов.
Развитие науки о международных отношениях во 2-й половине 20 в.
С конца 1960-х гг. в науке о международных отношениях появились новые тенденции, что во многом связано с успехом японского «экономического чуда». Внимание сместилось на вопросы международной политической экономии, а задача интеграции вопросов невоенной безопасности в повестку дня была решена путём выдвижения концепции комплексного обеспечения национальной безопасности.
Особенностью развития международных отношений в Японии с конца 1960-х гг. можно считать рост популярности концепций, объясняющих уникальность японской нации. Они объединяются под названиями Нихондзин рон («теории о японцах») или Нихон бунка рон («теории о японской культуре»). Эти теории использовались как инструмент «мягкой силы» за рубежом, однако в 1990-х гг., с началом экономического кризиса, они утратили свою актуальность.
В 1970-х гг. интерес к западным теориям международных отношений продолжал расти, однако он носил избирательный характер; например, дебаты между традиционализмом и бихевиоризмом не вызвали большого отклика. По мнению экспертов, причина в том, что бихевиоризм ближе к естественным наукам, а в Японии, ориентированной преимущественно на исторический подход, он оказался более сложен для восприятия, чем на Западе. Ни дебаты между рефлективизмом и рационализмом, ни дебаты между неореализмом и неолиберализмом также не получили развития в Японии.
В 1970-х гг. в теоретических исследованиях международных отношений в Японии на первый план вышли экономические вопросы, которые стали предметом исследований таких учёных, как Камо Томоки, Оцука Кацура. Также прослеживается внимание к транснациональным отношениям, проблемам невоенной безопасности и к деятельности негосударственных акторов. В дебатах между государствоцентризмом и транснационализмом учёные склонялись к последнему. Позже это направление получило широкое развитие в областях, связанных с невоенной безопасностью, таких как экология.
В 1980-х гг. проблемам невоенной безопасности уделялось большое внимание в концепции комплексного обеспечения национальной безопасности (КОНБ), разработанной политологами по указанию премьер-министра Охиры Масаёси. Концепция исходила из расширительного толкования безопасности, отхода от её сугубо военного содержания и включения в него экономики, продовольственной и энергетической безопасности. В экспертном докладе, посвящённом КОНБ, говорилось о том, что безопасность – это защита от разного вида угроз, включающих не только военные угрозы, но и разрушение системы свободной торговли, недостаток энергоресурсов, природные бедствия.
В 1990-х гг. в разработке теорий международных отношений были использованы идеи конструктивизма. В предыдущие десятилетия японцы уже изучали роли норм и ценностей в международных отношениях как элемент исторического анализа, поэтому конструктивизм уже был составной частью методологии изучения МО в Японии. В то же время конструктивистский подход довольно распространён и нередко применяется японскими авторами, публикующимися на Западе (Сато Сиро, Асидзава Кунико). Тогда же японские учёные занялись внедрением научных (позитивистских) методов изучения МО. Это наблюдалось как в либеральном, так и в консервативном лагере.
В 1980-х гг. японcких учёных также заинтересовали теории мир-системного подхода и гегемонистской стабильности. Последняя была рассмотрена в монографии Камо Такэхико «Теория и реальность взаимозависимости» («Theory and Reality of Interdependence», 1988). Учёный считал доминирование государств в международной системе главной причиной возникновения войн. Перенося феномен взаимозависимости в политическое измерение, он утверждал, что количественные отношения между государствами переходят в качественные. Учёный поднимал вопрос о том, могут ли преобладание негосударственных акторов, внимание к вопросам второстепенного характера и международная интеграция предотвратить войны.
В 1981 г. в Японии были переведены и опубликованы труды И. Валлерстайна, которые вызвали живой отклик в академических кругах. Учёный Хамасита Такэси выдвинул новый подход к мировой системе, обозначивший важную роль в ней Азии, утверждающий, что азиатские региональные экономики формировались в результате внутриазиатского развития, а не взаимодействия с Европой. Хамасита Такэси ввёл категорию «региона» или «зоны» как промежуточного звена между «страной» и «глобальной мир-системой», между историческим процессом страны и историческим процессом глобальной мир-системы. В случае Восточной и Юго-Восточной Азии этим «промежуточным» «мир-регионом» можно считать китайскую систему вассальной торговли. Хамасита предположил существование китаецентричной региональной мир-системы, которая была старше европейской капиталистической мир-системы.
Хамасита Такэси рассматривал мировую историю как процесс трансформации связей между множеством региональных систем, включающих европейскую мир-систему, которые продолжали существовать и после контакта с европейской капиталистической мир-системой, а Азию считал не пассивно включённым в европейскую мир-систему регионом, а полноправным участником процесса трансформации этой системы.
Особенностью японской науки о МО является внимание к культурной составляющей. Японский политолог Симидзу Косукэ в научной работе («The Genealogy of Culturalist Internation Relations in Japan and Its Implications for Post-Western Discours», 2018) выделил несколько представителей «культурного» течения в современной японской науке о международных отношениях: Ириэ Акира (ввёл понятие «культурный интернационализм»), Бамба Нобуя, автор теории «политики идентичности», и Хирано Кэнъичиро, выдвинувший теорию «международной культуры».
Высокий уровень внимания к культурным аспектам МО позже нашёл отражение в развитии в Японии концепции «мягкой силы». Культуролог Ивабути Коити считал, что трансляция массовой культуры способствует привлекательности образа Японии в регионе. Кацумата Хиро пишет, что с помощью J-pop (японской поп-культуры) можно создать восточноазиатское сообщество. Понятие «мягкая сила» легло в основу культурной дипломатии, разработкой которой в 2004 г. занялась по предложению премьер-министра Японии Коидзуми Дзюнъитиро группа политологов и культурологов. Они пришли к выводу, что важно распространять за пределами Японии не столько продукты культуры, сколько ценности, среди которых – гармония с окружением.
В 1990-х гг. в фокусе внимания японских исследователей находились вопросы будущего мироустройства, военно-политического союза с США и роли, которую Япония может играть в мире. По мнению японского исследователя Аканеи Тацуо, учёных, изучающих вопросы безопасности, можно было разделить на 4 группы: реалисты – сторонники альянса (Окадзаки Хисахико, Сато Сэйдзабуро, Нисихара Масаси), либералы – сторонники альянса (Ямамото Ёcинобу, Иногути Кунико, Миядзава Киити), националисты, ориентированные на независимость (Наканиси Тэрумаса, Это Дзюн, Исихара Синтаро), и приверженцы глобальной, или человеческой, безопасности (Сакамото Ёсикадзу, Цуру Сигэто, Асаи Мотофуми).
В 1993 г. учёный Танака Акихико выдвинул теорию о многополярности (в русскоязычной литературе встречается как «теория комбинированный структуры»), представленной в нескольких слоях структуры международных отношений. Согласно этой теории, мир является трёхслойной сферой, пласты которой взаимно проецируются. Мир является одновременно однополярным (США превосходит все другие страны по совокупности своих возможностей), трёхполярным с точки зрения экономики (США, Япония и Германия) и пятиполярным в организационно-политическом отношении (США, Россия, Китай, Великобритания и Франция). Профессор Кансайского университета Манабэ Сюндзи предложил иную структуру мира – концепцию «многослойной четырехугольной структуры международных отношений». В частности, в Азиатско-Тихоокеанском регионе она опирается на Японию, США, Монголию и Китай. По его мнению, именно такая структура адекватно отражает ситуацию, когда военная сила теряет значение в международных отношениях и на первый план выходит задача решения глобальных проблем.
Альтернативную точку зрения представляли сторонники укрепления роли Японии в международной гуманитарной деятельности. Их взгляды нашли отражение в концепции просвещённых интересов, выдвинутой в докладе «Цели Японии в XXI веке», подготовленном в мае 1999 г. для премьер-министра Обути Кэйдзо. Согласно этой концепции Японии необходимо не выбирать между США и Азией, а исходить из собственных «просвещённых интересов» и следовать по пути «гражданской державы», перед которой стоят 3 задачи: участие в решении проблем безопасности, глобальная деятельность по строительству международного экономического порядка, сотрудничество с развивающимися странами через механизм предоставления официальной помощи в целях развития. По мнению учёного Фунабаси Ёити, продвижение концепции глобальной гражданской державы на международном уровне способствовало бы снижению значимости военной силы в мире и позволило создать благоприятную для японских национальных интересов внешнюю среду.
Апологетом концепции «просвещённых интересов» выступал и упоминавшийся ранее Камо Томоки, взгляды которого оказались весьма востребованы в постбиполярном мире. В 1980-х гг. учёный писал о способности государства устанавливать правила игры и нормы действий других стран. С помощью масштаба и количества экономических связей государство может косвенно влиять на действия другого государства, формируя среду, в которой оно само действует, и спектр возможных сценариев поведения. Государство может не прибегать к экономическим методам в МО, имеет значение сам его экономический вес через мировые рынки, экономические режимы и международные институты.
В этой связи разрабатываются концепции «безопасности человека» (англ. human security). Эта концепция впервые появилась в докладе ООН по человеческому развитию 1994 г. и отличалась широким подходом к обеспечению безопасности, основным объектом которой становился человек, индивид. Обеспечение безопасности должно было достигаться не посредством вооружения, а посредством устойчивого человеческого развития. «Безопасность человека» стала популярной темой академических журналов в Японии, а также университетской дисциплиной. В апреле 2004 г. была учреждена первая аспирантура по «безопасности человека» в Токийском университете, а в 2005 г. началось преподавание курса в Университете Досися. «Безопасность человека» была введена в качестве одной из тем в таких программах, как изучение проблем мира, развития, безопасности.
Изучение науки о международных отношениях в Японии
Исследования теоретических и практических вопросов международных отношений проводятся как в высших учебных заведениях, так и в аналитических центрах Японии.
В 1956 г. была создана Японская ассоциация международных отношений, которая объединяет политологов-международников. С 1957 г. ассоциация издаёт рецензируемый журнал на японском языке «Кокусай сэйдзи» («Международная политика») и рецензируемый международный журнал на английском языке International Relations of the Asia-Pacific («Международные отношения Азиатско-Тихоокеанского региона», основан в 2001).
Одним из ведущих мировых аналитических центров, занимающихся вопросами иностранных дел и безопасности, является Японский институт международных отношений (основан в 1959). Институт выпускает ежемесячный журнал «Кокусай мондай» («Международные проблемы»).