Теория взаимозависимости
Тео́рия взаимозави́симости, теория среднего уровня в рамках парадигмы неолиберализма, утверждающая, что в условиях растущего многообразия и усложнения отношений между государствами возникает взаимная зависимость государств, которая при определённых условиях может способствовать их сотрудничеству, снижая конфликтность современных международных отношений в целом.
Возникновение концепции
Концепция взаимозависимости возникла в политэкономии применительно к многосторонним отношениям и была направлена на оптимизацию работы мировых рынков. В неолиберализме теория взаимозависимости впервые была сформулирована Дж. Наем и Робертом Кохейном в книге «Power and Interdependence» (1977). В теории международных отношений идея взаимозависимости основана на том, что внешняя политика государства, строящаяся на традиционном взгляде о приоритете национальных интересов, перестала соответствовать новым условиям. Энергетический кризис 1973–1974 гг. наглядно показал растущее влияние стран «третьего мира», освободившихся от колониальной зависимости. С целью заставить страны Запада отказаться от поддержки Израиля государства – члены ОПЕК повысили цены на нефть в несколько раз, что оказало шоковое влияние на экономику многих государств, далёких от ближневосточного конфликта. Стал наблюдаться рост взаимозависимости государств по различным направлениям, от обеспечения безопасности до поставок товаров. Чем более интенсивно развивались связи между государствами, тем более уязвимыми они становились из-за событий, происходящих далеко от их пределов.
Факторы взаимозависимости
Дж. Най и Р. Кохейн обратили внимание на факторы, которые к середине 1970-х гг. понижали порог применения военной силы великими державами: риск эскалации ядерной войны; эффективное сопротивление слабых государств (опыт Вьетнама); непредсказуемые следствия войны для экономики более сильного государства; мощные антивоенные движения в странах Запада. С другой стороны, внутри Европы набирали обороты процессы интеграции, основанные на согласовании политики на взаимовыгодных условиях. Проекты интеграции подразумевали отказ от военной силы как инструмента для разрешения конфликтов. Военная сила хотя и оставалась востребованной, но её применение либо требовало слишком больших издержек от стран Запада, либо оказывалось неуместным. Значимость военной силы объективно снижали новые проблемы, входящие в международную повестку, такие как регулирование международной экономики или защита окружающей среды. Такая ситуация требовала пересмотра устоявшихся за годы «холодной войны» взглядов на роль военной силы и международно-политические процессы в целом.
Методология теории
Методология теории взаимозависимости носит эклектичный характер, заимствуя положения из парадигмы неореализма и неолиберализма. Общая направленность теории носит компромиссный характер и состоит в том, чтобы, по признанию самих авторов, примирить неореализм и неолиберализм с помощью объединяющего их «третьего пути», на который и претендует теория взаимозависимости.
Замысел Дж. Ная и Р. Кохейна состоял в том, чтобы предложить следующую альтернативу взглядам неореалистов: не всегда государство является самым эффективным актором; государство не может руководствоваться лишь иерархией своих национальных интересов. Теория взаимозависимости не отрицала, что реальная политика может происходить по рецептам неореализма, а лишь предлагала возможный сценарий, в котором возможно развивать взаимовыгодное и долгосрочное сотрудничество.
Определение взаимозависимости
Понятие взаимозависимости имеет самое общее определение: «ситуация, в которой акторы или события в разных частях системы влияют друг на друга» (Keohane. 1977. P. 7). Взаимозависимость двух государств означает, что каждое из них может получать выгоду, но может и стать уязвимым от действий другого государства, т. е. тенденция к росту взаимозависимости вовсе не ведёт автоматически к исчезновению международных конфликтов. Такая широкая трактовка взаимозависимости не претендует на оригинальность, поскольку она использовалась в политэкономических исследованиях, а до этого о связи между взаимозависимостью государств и их безопасностью писали Ф. Суарес, Ф. де Витория (16 в.) и Г. Гроций (17 в.) Так что Дж. Най и Р. Кохейн предложили лишь некоторое уточнение – взаимозависимость может касаться не отдельной сферы, а комплекса всех отношений: военных, политических, экологических, культурных. Их действительная новация связана с концепцией комплексной взаимозависимости, которая относится только к тем государствам, отношения между которыми обладают определёнными свойствами: отношения многообразны по форме и составу участников (они включают в себя официальные и неформальные каналы, государственных и негосударственных акторов); повестка отношений включает множество разных сфер, а система принятия решений не унитарна; военная сила не играет важной роли в двусторонних отношениях, исключая отношения с участием стран «третьего мира».
Отношения комплексной взаимозависимости создают условия для сотрудничества между государствами, но оставляют место как для политики односторонней выгоды, так и конфликтности. В общем случае всё же превалирует сотрудничество, потому что государство, отклоняющееся от него, в будущем рискует потерять гораздо больше. Международные организации и право призваны создавать льготы для сотрудничающих государств и санкции для «нарушителей».
Позднее концепция комплексной взаимозависимости хорошо вписалась не только в период спада военной конфронтации США и России после окончания «холодной войны», но и в тенденцию глобализации. Более свободное движение капитала, товаров и людей через национальные границы, информатизация и развитие коммуникаций усилили тенденцию взаимозависимости в различных сферах. Дж. Най и Р. Кохейн, оценивая значимость своей концепции в более поздних публикациях, предложили считать взаимозависимость и способность к сотрудничеству факторами, оказывающими системное влияние на государства и других акторов.
Понятие силы
Теория комплексной взаимозависимости позволила авторам уточнить понятие силы. В первых публикациях Дж. Най и Р. Кохейн рассуждали о силе вполне в духе неореализма – как способности воздействия и обладании ресурсами. Новая, неолиберальная трактовка силы уточнила природу воздействия. Помимо традиционного понимания военной силы, названной «жёсткой», авторы выделили «мягкую силу». Она основана на умении сделать собственные политические цели привлекательными для того, на кого оказывается воздействие. Согласно теории, мощь современного государства всё в большей мере определяется умением контролировать поведение других государств и создавать благоприятное политическое окружение.
«Мягкая» сила проявляется различными путями: через убеждение, изменение идеологии оппонента, культурное влияние, через решения международных организаций. Тогда «жёсткое» принуждение не столь актуально. При этом «мягкая сила» во многом опирается на умение использовать в своих целях свободные потоки информации: накапливать и перерабатывать их содержание, вбрасывать нужную информацию, влиять на направленность и содержание глобальных информационных потоков в собственных интересах.
Дж. Най и Р. Кохейн подчёркивали, что «мягкая сила» достаточно независима от «жёсткой», потому что многие государства имеют в политике гораздо больший вес, чем сравнимые с ними по военным возможностям оппоненты, например, Нидерланды, Канада, Швеция. С другой стороны, СССР, сохраняя военную и экономическую мощь, значительно утратил «мягкую силу» в Восточной Европе после ввода войск в Венгрию и Чехословакию.
Критика теории
Критики указывают, что теория взаимозависимости носит незаконченный характер, поскольку остался до конца не разработанным механизм формирования комплексной взаимозависимости: причины, способы, формы, закономерности. Нет ответа и на вопрос о том, каким образом комплексная взаимозависимость в качестве системного фактора влияет на принятие решений. В реальности международная система разделена на «зоны демократии», где роль военной силы снижается, и остальной мир, где по-прежнему превалируют военно-силовые методы политики.