Культурная дипломатия
Культу́рная диплома́тия, отрасль внешней политики государства, направленная на достижение национальных интересов посредством использования различных ресурсов культуры.
Цели и задачи культурной дипломатии – сохранение культурного разнообразия в целях укреплению мира и стабильности; развитие межкультурного диалога; сохранение мирового материального и нематериального культурного наследия.
Исполнителями данного вида дипломатии выступают сотрудники министерств иностранных дел и министерств культуры (атташе по культуре, дипломатические миссии и институты культуры); международные общественно-политические и культурно-просветительские организации, координирующие деятельность с дипломатическими представительствами; непосредственно деятели культуры (артисты, художники, танцоры, музыканты и т. д.).
В официальной риторике термин «культурная дипломатия» упомянут в 1959 г. специальным помощником государственного секретаря США по координации международных образовательных и культурных отношений Р. Х. Тайером на выступлении в Университете штата Мэн. В своей речи он заявил, что международные отношения теперь определяются тем, «как люди думают, живут, едят и чувствуют» (цит. по: Aitken L. Seven Myths About Cultural Diplomacy // U. S. Department of State). В том же году Государственный департамент США официально определил культурную дипломатию как «прямой и устойчивый контакт между народами разных стран» (цит. по: Aitken L. Seven Myths About Cultural Diplomacy …).
В научный оборот понятие «культурная дипломатия» ввёл американский исследователь Ф. Баргхорн, определив его как «манипуляцию культурными материалами и кадрами в пропагандистских целях» (Barghoorn. 1960. P. 10).
В дальнейшем понятие культурной дипломатии приобрело более нейтральную окраску и стало обозначать «обмен идеями, информацией, искусством и другими аспектами культуры между странами и их народами, с целью улучшения взаимопонимания» (Cummings M. C. Cultural Diplomacy and the United States Government: A Survey // Americans for the Arts).
Научная полемика среди исследователей тем не менее связана с определением сущности культурной дипломатии. Итальянский политик Ф. Рутелли определяет культурную дипломатию как «использование культуры… в качестве инструмента представления национальной идентичности на международном уровне, а также в качестве инструмента посредничества при взаимодействии различных культур» (Teodosi A. Z. Ilprincipenudo. Francesco Rutelli e la «diplomazia culturale», il «soft power» per il rilancio dell’Italia // Key4biz). Немецкий дипломат А. Эндерс характеризует культурную дипломатию так: «Внешняя культурная и образовательная политика формулирует свои цели, но они вытекают из общих внешнеполитических целей; в конечном счёте, она представляет собой лишь несколько более косвенную часть внешнеполитических инструментов Министерства иностранных дел» (Enders. 2002. S. 180). Канадский политолог П. Гофф пишет о том, что «культурная дипломатия – это прежде всего преодоление разногласий и содействие взаимопониманию. Культурная дипломатия может рассказать другую историю о стране (или провинции, или штате, или региональной группе). Возможно, эта история отличается от того, что предполагает официальная политика» (Goff. 2013. Р. 421). Словацкий исследователь Э. Пайтинка определяет культурную дипломатию как «особую часть дипломатии, которая ориентирована на реализацию внешнеполитических интересов государства, прежде всего, в области культурной политики» (Pajtinka. 2015. P. 112) Сложность интерпретации понятия обусловлена многогранностью определения культуры.
К ресурсам культурной дипломатии принято относить: изобразительное искусство; исполнительское искусство; культурно-историческое наследие; язык; моду; кухню и гастрономию; образование; туризм.
Инструментами реализации культурной дипломатии являются международные договоры о культурном сотрудничестве, декларации и конвенции международных организаций; программы культурных и образовательных обменов; выставки, фестивали, гастроли, публичные лекции и мастер-классы.
Помимо обеспечения защиты национальных интересов, культурная дипломатия занимается развитием межкультурного диалога, формирующего толерантное и уважительное отношение к чужой культуре и религии.
В постсоветской России отправной точкой развития культурной дипломатии послужило утверждение в 2001 г. основополагающего концептуального документа в области внешней культурной политики и дипломатии – «Основные направления работы Министерства иностранных дел Российской Федерации по развитию культурных связей России с зарубежными странами». В этом документе было отмечено, что «культурная дипломатия способна вносить существенный вклад в достижение основополагающих целей и повышение эффективности внешней политики… Взаимодействие дипломатии и культуры имеет давние исторические традиции и служит национальным интересам России». В дальнейшем эти тезисы закрепились в документе «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества» (2010), где указано, что «культурная дипломатия как никакой другой инструмент "мягкой силы" способна работать на укрепление международного авторитета страны».
Культурная дипломатия неразрывно связана с «мягкой силой», внешней культурной политикой, публичной дипломатией, культурно-гуманитарным сотрудничеством и такими предметными областями, как культурная безопасность, культурная идентичность, культурный конфликт и культурные права.