Либерализм (в международных отношениях)
Либерали́зм, классическая парадигма в теории международных отношений, которая выделяет международное сотрудничество и отказ от силовой политики как основные принципы внешнеполитического взаимодействия между государствами. Классический либеральный подход исходит из представления, согласно которому войны и конфликты являются результатом несовершенства социальных институтов, а по своей природе человек всегда готов к взаимопомощи и сотрудничеству. Следовательно, если реформировать институты, правила, то возможно достичь более бесконфликтного, справедливого и эффективного международного порядка. Данное направление придаёт большое значение негосударственным участникам и акторам в международных отношениях.
Становление классического либерализма
Классический либерализм в международных отношениях в своём становлении отталкивался от философии стоиков, христианской мысли, идей испанского теолога-доминиканца Ф. де Витория, голландского философа и юриста Г. Гроция, английского политического философа Дж. Локка, французских философов Ш. Л. де Монтескьё и Ж.-Ж. Руссо, шотландского философа и экономиста А. Смита, представителя немецкой классической философии И. Канта и других мыслителей либерального направления. Де Витория критически относился к выстраиванию международных отношений только на применении силы, одним из первых высказался за идею общности всех народов, базирующуюся на естественном праве. Испанский философ известен своими антиколониальными взглядами, например, он считал, что папа Римский не обладал правом наделять европейских правителей властью над народами Нового Света, а насильственное обращение язычников в христианство противоречит самому христианскому учению. Единственным оправданием завоевания могла, по его мнению, стать защита невинных от жертвоприношений и каннибализма. Де Витория писал, что война могла быть оправдана только в случаях исправления большой несправедливости либо как отражение агрессии. Подчёркивал важность попыток решить конфликт путём переговоров, призывал к защите мирного населения во время войн. Теолог также размышлял об общем родстве людей, о сообществе держав, праве свободного перемещения, торговли. Основные взгляды мыслителя на международные отношения стали известны благодаря его труду «Богословские лекции» («Relecciones teologicas», 1557). Во многом либеральные идеи де Витории предвосхитили философию международных отношений Г. Гроция.
Либеральная мысль Г. Гроция отражена в его сочинении «О праве войны и мира» («De jure belli ac pacis libri tres», 1625), где он подчёркивал, что международные отношения должны основываться на выполнении государствами своих обязательств по поводу применения силы. Большое значение он уделял проблеме справедливых и несправедливых войн, не поддерживая войны, служащие задачам порабощения народов, присоединения их территорий (в качестве примера таких он приводил поход Александра Македонского против персов), и те превентивные войны, которые возникали из-за гипотетической угрозы со стороны соседей. С другой стороны, Гроций считал оправданными те войны, которые служили возмещению убытка, наказанию, защите территории страны и отражению нападения. Справедливо, по его мнению, было применять силу против пиратов и тех народов, которые допустили насилие над послами. Мыслитель одобрял коллективные старания для сохранения мира, защиту одним государством другого, попытки заключения справедливых международных союзов.
Свои либеральные взгляды на международные отношения немецкий философ И. Кант изложил в трактате «К вечному миру» («Zum ewigen Frieden», 1795). Согласно позиции Канта, никакое государство не может вмешиваться в дела и правление, отбирать собственность иного государства. Выступал против мирных договоров, заключённых с тайным умыслом, считая, что они дадут повод для будущей войны. Кант был противником не только постоянных армий, но и жёстких способов ведения военных конфликтов, т. к. они, по его мнению, делают невозможным взаимное доверие сторон в будущем. Также Кант выдвинул 3 тезиса, полагая, что, следуя им, можно создать прочную основу бесконфликтного международного порядка.
Должна произойти трансформация конституций всех государств в республиканские.
Федерация свободных государств должна стать основой права народов.
Условия всеобщего гостеприимства будут ограничивать права людей как граждан мира.
Особенности классического либерализма
Классический либерализм, накопив опыт политико-философского осмысления, стал к началу 20 в. приобретать более чёткие признаки отдельной парадигмы теории международных отношений. В это время в классическом либерализме образуются 3 течения. Первое течение было ориентировано на правовое урегулирование международных конфликтов. Второе течение сосредоточилось на упорядочивании анархии международных отношений посредством международных институтов, организаций, к которым можно отнести создание Лиги Наций, идею коллективной безопасности и «Четырнадцать пунктов Вильсона» (открытые мирные договоры, свобода торгового мореплавания в мирное и военное время, ликвидация препятствий для международной коммерции, гарантии сокращения национальных вооружений до минимума, необходимого для государственной безопасности и т. п.). Третье течение было сконцентрировано на проблеме разоружения государств, что воплотилось в Вашингтонской конференции 1921–1922 гг., в которой приняли участие представители США, Великобритании, Франции, Японии, Китая, Португалии, Нидерландов, Бельгии.
К базовым концепциям парадигмы классического либерализма относят идею создания общемирового сообщества, которое покончит со всеми вооружёнными конфликтами. Данное мировое сообщество будет состоять из демократических государств и стараться урегулировать и разрешать международные конфликты посредством создания системы коллективной безопасности, через методы правового регулирования. Классическая либеральная парадигма учитывает фактор плюрализма международных акторов и их целей (государства, транснациональные корпорации, отдельные лица), признавая их стремление к установлению демократии и достижению общечеловеческого блага. Государственные и негосударственные акторы могут сделать неотъемлемыми принципы справедливости и нравственности в международных отношениях, внедряемые в практику международной политики. При этом международные отношения предполагают согласование интересов государства, бюрократии, партий, негосударственных и неполитических организаций. Отсутствие в международных отношениях центральной власти не исключает, согласно доктрине либерализма, фактора великих держав. Считая неизбежным создание глобального мирового сообщества с общими интересами, либералы вместе с тем признают и появление проблем глобального характера.
Идеи классического либерализма не теряют актуальности и у современных авторов. Американский политолог Э. Моравчик развивает тезисы А. Смита, исследуя, как международные и внутригосударственные конфликты снижают выгоду от торговых отношений при распределении благ. По мнению Моравчика, транснациональный характер торговли, культурного и научного обмена приводит к падению заинтересованности граждан в конфликтах. Чем больше выгод получают от международных контактов частные субъекты, тем более значительное давление они станут оказывать на правительство для усиления этих контактов. Те же представители отраслей экономики, которым невыгодна либерализация торговли, станут ей препятствовать, стремясь провоцировать правительство на политику протекционизма.