Неолиберализм (в международных отношениях)
Неолиберали́зм, парадигма теории международных отношений, включающая теории среднего уровня и основанная на дуалистическом понимании природы политики, в которой есть место конфликтам и сотрудничеству. Для неолиберализма сотрудничество имеет более важное значение, поскольку, в отличие от конфликта, оно является более конструктивным, созидательным способом взаимодействия государств и других субъектов международной политики. Другое название неолиберализма – плюрализм – подчёркивает идею множественности политических субъектов.
Становление неолиберализма
В идейно-содержательном отношении неолиберализм является обновлённым продолжением политического идеализма (В. Вильсон, Р. Кларк), исторически первой парадигмы в эволюции теории международных отношений. Основные недостатки идеализма (по терминологии его критика Э. Х. Карра – «утопизма») состояли, во-первых, в преувеличении нормативного начала в природе международной политики. Мировоззрение политического идеализма предписывало подчинение практической политики представлениям о ней, основанным на универсальных нормах справедливости, морали и международного права. Во-вторых, идеализм предполагал, что международные институты способны самостоятельно предотвращать войны, которые ведут государства-агрессоры. После провала проекта Лиги Наций и развязывания Второй мировой войны политический идеализм надолго утратил популярность.
Неолиберализм стал развиваться в 1970-х гг., на фоне возврата интереса к международному сотрудничеству в условиях процесса «разрядки» в отношениях между США и СССР. Достижение ракетно-ядерного паритета двух супердержав лишало рациональной основы политику с позиции силы, к тому же завершался демонтаж колониальной системы и росло политическое влияние стран «третьего мира». Рост числа международных организаций и их влияния, успешное развитие европейской интеграции сопровождались добровольной уступкой части суверенных прав государств. Эти условия создавали для Запада потребность в развитии новых, несиловых форм политики.
Становление неолиберализма происходит в ходе острой полемики с политическим реализмом/неореализмом, что отразилось на его основных концепциях. Соглашаясь с системным представлением неореалистов о международной политике, неолибералы подчёркивают, что системные факторы не играют определяющей роли. Больше внимания уделяется влиянию внутриполитических факторов, международных экономических отношений, международного права и институтов. Изучение связи экономических и политических факторов, которые проявляются в международной политике, сближает неолиберализм и глобализм.
Характерные черты
Наиболее выгодной международной политикой государства неолибералы считают сотрудничество, но не все государства умеют извлекать из этого пользу и потому порой идут по пути получения односторонних преимуществ, создавая конфликтные ситуации. В основе сотрудничества лежат объективно существующие общие интересы государств, и в этом смысле политика считается игрой с положительной суммой. Сотрудничество укрепляется целенаправленной политической деятельностью, которая опирается на волю к сотрудничеству, право и гуманистические ценности. Анархия международных отношений хотя и признаётся, но не считается абсолютной характеристикой международной структуры, поскольку она может быть преодолена деятельностью субъектов политики и совершенствованием международного права. Конфликтность может быть отчасти нивелирована через распространение норм либеральной демократии на недемократические государства. Тем самым фокус проблемы мира и войны смещается в сторону дилеммы политического устройства «демократия/недемократия».
Неолиберализм во многом продолжает нормативную традицию политического идеализма в объяснении международных отношений. В этом направлении вырабатываются принципы для регулирования международно-политических процессов. Речь идёт о моральных основаниях политики и принципах справедливости, закреплённых в международном праве. На их основе предлагается формировать доктрину прав человека, под которой понимается универсальный минимум стандартов, предписываемых как основа легитимности деятельности любых национальных и международных институтов. Проблема морали и справедливости увязывается с принудительным ограничением суверенитета государства перед лицом международного права и международных институтов.
Неолиберализм в современных условиях
В условиях нарастания глобализации неолиберальное мировоззрение предполагает развитие наднациональных механизмов контроля за «справедливым» распределением ресурсов и благосостояния в глобальном масштабе с перспективой ущемления суверенитета государств, владеющих этими ресурсами (водные, энергетические, лесные ресурсы, транспортные артерии). Термин «справедливое» означает не перераспределение в пользу бедных, а право свободной конкуренции за доступ к ресурсам для тех государств, которые могут себе это позволить. Государство, не желающее идти на открытость своих ресурсов международному контролю, попадает в разряд «государств-эгоистов», а то и источников угроз безопасности, например энергетической.
Неолибералы обращают внимание на тесную связь между экономическими и политическими процессами. Рост взаимозависимости и затем глобализация меняют характер политических отношений государств, объективно способствуя согласованию их политики. Война же как крайняя степень эскалации конфликта несет с собой слишком большие экономические издержки даже в случае победы над противником. Поэтому оптимальная политика государства – это не балансирование, как утверждают неореалисты, а умение извлекать выгоду из сотрудничества.
Государство постепенно утрачивает главенствующую роль в международной политике благодаря активизации негосударственных субъектов политики: международных экономических и политических организаций, профессиональных объединений, общественных движений, международных террористических и криминальных групп и отдельных политических деятелей. Эти субъекты политики способны составить серьёзную конкуренцию государству в сфере внешней политики.
Неолибералы не согласны с унитарным представлением неореалистов о государстве, подчёркивая, что внешнеполитические решения принимаются в условиях острой конкуренции элит, разных ведомств исполнительной и законодательной власти, разнонаправленности интересов отдельных слоёв общества. Они считают, что представление об автономности сферы внешней политики устарело, и обращают внимание на то, что в международной политике всё большая роль принадлежит неполитическим отношениям в области культуры, науки, туризма, образования, охраны окружающей среды, здравоохранения.
В рамках неолиберализма не сформировалось общих теорий, которые бы охватывали международные отношения в целом и потому могут быть отнесены к теориям среднего уровня. В этом смысле оправданна классификация, которая сводится к систематизации неолиберальных теорий по проблемному принципу: теория взаимозависимости, теория режимов, теория демократического мира, теория неофункционализма, либеральный межправительственный подход, теория демократизации.
К заслугам неолиберализма следует отнести разработку проблематики, которая недостаточно изучалась неореализмом. Прежде всего это международное сотрудничество (условия, принципы, институты, механизмы, участники); формирование внешней политики государства с учётом сложного и многоуровневого механизма; влияние на международную политику негосударственных субъектов политики; внимание к роли личности в международной политике; связь внутренних и внешних атрибутов, влияющих на международную политику государства.
Критика неолиберализма представителями других парадигм отмечает отсутствие общих теорий; нормативизм, который вносит ценностную составляющую в анализ в противовес рациональному пониманию политики, а порой и сводится к идеологизации теории политики; преувеличение роли международных институтов и международного права.