«Мягкая сила»
«Мя́гкая си́ла» (soft power), комплекс внешнеполитических методов и инструментов, предполагающих способность влиять на другие государства и добиваться желаемых результатов через сотрудничество и формирование положительного образа стороны влияния. Понятие «мягкой силы» введено в научных оборот в 1990 г. американским политологом и государственным деятелем Дж. Наем-младшим. По его мнению, «мягкая сила» означает «способность влиять на другие государства с целью реализации собственных целей через сотрудничество в определенных сферах, направленное на убеждение и формирование положительного восприятия» (Nye. 2011. P. 20–21).
Возникновение
Впервые Дж. Най представил научному сообществу концепцию «мягкой силы» в осеннем номере 1990 г. американского журнала Foreign Policy.
В 1990 г. он выпустил книгу «Пределы лидерства: изменение природы американской мощи» («Bound to Lead: The Changing Nature of American Power»), в которой также исследовал роль «мягкой силы» в мировой политике. Однако хрестоматийной работой по «мягкой силе» является труд «Мягкая сила: путь успеха в мировой политике» («Soft Power: The Means to Success in World Politics»), опубликованный Наем в 2004 г. Автор полнее всего раскрыл концепцию «мягкой силы», сформулировав её определение и обозначив ресурсы, акторов, инструменты, условия реализации. В дальнейшем Най развивал и уточнял свою концепцию в следующих трудах: «Сила вести» 2008 г. («The Powers To Lead»), «Закончился ли американский век?» 2015 г. («Is The American Century Over?»), «Мораль имеет значение» 2020 г. («Do Morals Matter?»), в работе «Будущее власти» 2011 г. («The Future Of Power») представил доработанное определение концепции «мягкой силы».
Механизм реализации
В «The Future of Power» Дж. Най представил 2 механизма реализации стратегии «мягкой силы»: прямой и непрямой. Прямой механизм подразумевает непосредственное влияние на элиты зарубежных стран, непрямой – влияние на широкие слои общественности (Nye. 2011. P. 95).
Прямой | Непрямой |
ресурсы ▼ правящие элиты ▼ убеждение ▼ действия элит | ресурсы ▼ общество ▼ убеждение или отторжение ▼ воздействие на правительство ▼ действия элит |
Согласно Дж. Наю, «"мягкая сила" страны основывается на трёх ресурсах: культуре (в тех аспектах, которые привлекательны для других), политических ценностях (при условии, что она их воплощает во внутренней и во внешней политике) и внешней политике (при условии, что другие считают внешнюю политику этой страны законной и моральной)» (Nye. 2004. P. 11). К инструментам «мягкой силы» Най относит: публичную дипломатию, радио- и телевещание, программы обменов, привлечение иностранных студентов, содействие развитию, ликвидацию последствий стихийных бедствий, сотрудничество между вооружёнными силами (Nye. 2009).
В своих работах Дж. Най неоднократно приводит пример эффективности международных обменов и образовательных проектов как инструмента «мягкой силы» США. Через американские обменные программы прошли более 200 глав государств, включая А. Садата (Египет), Х. Карзая (Афганистан), Г. Шрёдера (Германия), Т. Блэра (Великобритания), Э. Макрона (Франция). В 1958–1959 гг. в Колумбийском университете США стажировался А. Н. Яковлев, который впоследствии стал советником М. С. Горбачёва и одним из главных идеологов перестройки.
По мнению Дж. Ная, использовать «мягкую силу» могут не только государства. Най обращает внимание на то, что в результате диффузии власти в мировой политике новые акторы обрели статус и влияние в международных делах. Таким образом, помимо государства, «мягкой силой» могут обладать транснациональные корпорации, международные организации и НКО, а также частные группы интересов. Более того, в современный информационный век государствам всё сложнее сохранять монополию на «мягкую силу». Согласно Наю, современные государства способны эффективно реализовывать стратегию «мягкой силы» только при участии негосударственных акторов, неподконтрольных правительству.
Автор концепции также определяет условия, необходимые для эффективной реализации стратегии «мягкой силы»: это авторитет актора, доверие к нему, легитимность его действий, а также привлекательность поведения и социально-экономической модели.
С 2010 г. международная консалтинговая компания Portland публикует международный рейтинг «мягкой силы». В 2019 г. Россия в этом рейтинге заняла 30-е место.
«Мягкая сила» во внешней политике РФ
В 2000–2007 гг. концепция «мягкой силы» России ещё не была артикулирована ни политическим руководством страны, ни научным сообществом. В этот период предпринимались государственные и частные инициативы для улучшения имиджа России в зарубежных странах. Их реализация осуществлялась главным образом через деятельность общественных экспертных площадок, таких как форум «Петербургский диалог» (форум гражданских обществ России и Германии, созданный в 2001 г. по инициативе и под патронатом президента России В. В. Путина и федерального канцлера Германии Г. Шрёдера), родосский форум «Диалог цивилизаций» (инициирован в 2002 г. В. И. Якуниным, 2-м президентом ОАО «Российские железные дороги»), ассоциация «Франко-российский диалог» (создана в 2004 г. представителями политической, экономической и культурной общественности России и Франции под патронажем президентов России и Франции В. В. Путина и Ж. Ширака), Международный дискуссионный клуб «Валдай» (первая встреча состоялась в 2004).
На данном этапе в российском руководстве было принято решение о создании российского международного телеканала, который представлял более объективную информацию о современной России и российской позиции по вопросам мировой политики. В 2005 г. был основан телеканал Russia Today, который вещал на английском языке. В 2007 г. было учреждено международное приложение к «Российской газете» – Russia Beyond The Headlines. С целью улучшения международного имиджа России российское правительство активно сотрудничало с зарубежными рекламными агентствами Ketchum (базируется в США) и GPlus Europe (базируется в Бельгии, с 2020 часть агентства Portland). Главными результатами данного сотрудничества стали успешное проведение саммита «Большой восьмёрки» в Санкт-Петербурге в 2006 г., а также продвижение кандидатуры В. В. Путина для получения статуса «Личность года» в журнале Times в 2007 г.
Работа с российскими соотечественниками, проживающими за рубежом, также являлась важной частью неформального этапа работы российской «мягкой силы». В 1999–2010 гг. соотечественники, проживающие за рубежом, рассматривались российским правительством как проводники российских интересов, благодаря экономическим и политическим связям, установленным ими в принимающих их странах. Для данного этапа, во-первых, было характерно отсутствие тотального государственного контроля; во-вторых, реализовывалась аутентичная модель «мягкой силы» Дж. Ная, которая предполагала минимальную государственную роль и бо́льшее значение неформальных структур, бизнеса и гражданского общества.
В 2007–2014 гг. проходил процесс институциализации концепции российской «мягкой силы». В этот период были созданы российские «институты "мягкой силы"»: в 2007 г. – фонд «Русский мир» и «Институт демократии и сотрудничества», в 2008 г. – Россотрудничество, в 2010 г. – Фонд поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова, в 2010 г. – некоммерческое партнёрство «Российский совет по международным делам».
На высшем политическом уровне понятие «мягкой силы» стало использоваться с 2008–2009 гг., после того как С. В. Лавров, министр иностранных дел Российской Федерации, в интервью, опубликованном в «Российской газете» 30 октября 2008 г., заявил, что «в современных условиях всё бо́льшую роль приобретает так называемая "мягкая сила" – способность воздействовать на окружающий мир с помощью своей цивилизационной, гуманитарно-культурной, внешнеполитической и иной привлекательности».
3 сентября 2012 г. премьер-министр РФ Д. А. Медведев также обратился к концепции «мягкой силы», выступая на совещании руководителей представительств Россотрудничества за рубежом. Президент отметил, что «укрепление позиций нашей страны в мире, продвижение национальных интересов гуманитарными средствами – это одни из важнейших приоритетов государства. Сегодня гуманитарное измерение выходит на передний план международной жизни.
В своей предвыборной статье под названием «Россия и меняющийся мир», опубликованной в «Московских новостях» 27 февраля 2012 г., В. В. Путин писал, что в современной мировой политике «в ходу всё чаще и такое понятие, как "мягкая сила" – комплекс инструментов и методов достижения внешнеполитических целей без применения оружия, а за счёт информационных и других рычагов воздействия».
Впервые термин «мягкая сила» получил нормативно-правовое закрепление в Концепции внешней политики РФ, утверждённой президентом В. В. Путиным 12 февраля 2013 г. В концепции были определены место «мягкой силы» во внешней политике, а также содержание данного термина в Концепции внешней политики Российской Федерации от 12.02.2013.
«Мягкая сила» характеризовалась как «комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии».
12 июля 2013 г. был утверждён План деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации на период до 2018 г., в котором постулировалась необходимость развития российского потенциала «мягкой силы», а также наращивания культурного и образовательного присутствия России в мире.
В новой редакции Концепции внешней политики РФ, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640, было подтверждено, что «неотъемлемой составляющей современной международной политики становится использование для решения внешнеполитических задач инструментов "мягкой силы", прежде всего возможностей гражданского общества, информационно-коммуникационных, гуманитарных и других методов и технологий, в дополнение к традиционным дипломатическим методам».
Основными направлениями по реализации российской «мягкой силы» во внешней политике являются: проведение культурных и образовательных мероприятий на базе широкой сети заграничных учреждений, привлечение иностранных студентов для обучения в России, распространение и поддержка русского языка, формирование глобальной повестки дня и интерпретация международных событий посредством мозговых центров и экспертных площадок, международные СМИ, работа с соотечественниками, проживающими за рубежом.