Неореализм (в международных отношениях)
Неореали́зм, парадигма теории международных отношений, включающая теории общего и среднего уровня, основанные на конфликтном понимании природы политики и описывающие международную политику как единое целое.
Возникновение теории
Неореализм сформировался в конце 1970-х гг. в идейно-содержательном плане как обновлённое продолжение политического реализма (Э. Карр, Г. Моргентау). Первоначально термин «неореализм», который приписывают Р. Эшли, ассоциировался только с теорией К. Уолца, наиболее яркого и авторитетного направления в парадигме неореализма. Сам К. Уолц предпочитал термин «структурный реализм» (отсюда появилась традиция среди неореалистов использовать в самоназвании «реализм», что порождает некоторую путаницу в различении политического реализма и неореализма), но позже он согласился с «неореализмом». Однако параллельно с теорией К. Уолца развивались и другие оригинальные теории, поэтому позднее всю совокупность учений, имевших общие черты, стали именовать неореализмом.
На методологию неореализма повлияли идеи структурализма, восходящие к структурной лингвистике (И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ф. де Соссюр) и структурной антропологии (К. Леви-Стросс), а также структурно-функциональный анализ (Д. Истон).
Формирование неореализма связано с кризисом политического реализма, который нашёл своё отражение в ходе «Больших споров». Основные недостатки политического реализма: тупиковость идеи о постоянном наращивании силы государства в условиях ракетно-ядерного паритета между США и СССР, интуитивизм и описательность, снижающие доказательную силу суждений, а также консерватизм в привлечении методов других наук. Помимо кризиса политического реализма, популярности неореализма также способствовало снижение интереса к либеральной политической мысли, которая предлагала альтернативное видение мировой политики, в связи с упадком процесса разрядки между СССР и США.
Признаки неореализма
Содержательно неореализм отличается рядом признаков. Главным субъектом международной политики остаётся государство как высшая и самая эффективная форма организации общества, но уделяется внимание негосударственным субъектам политики и глобальным процессам. Согласно неореализму, на внешнюю политику государств существенное влияние оказывает международная структура, понимаемая как объективные ограничения, возникающие в результате взаимодействий государств (в частности, из-за неравенства силы). Некоторые теории неореализма (теория гегемонистской стабильности, теория циклов) отказываются от автономного анализа внешней политики государства, изучая взаимосвязь внутри- и внешнеполитических факторов. Помимо конфликтности международных отношений неореализм изучает условия ограниченного сотрудничества государств. Оптимальной считается не политика постоянного наращивания силы, а достижение безопасного состояния государства, что ставит пределы гонке вооружений. Избыток и недостаток силы одинаково опасны, т. к. объективно втягивают государство в конфликты. Неореализм считает более важным не силовой ресурс конкретного государства, а распределение силы в международной системе в целом, т. е. сила государства рассматривается как относительная, а не абсолютная категория. Понимание безопасности государства расширяется, и помимо военной составляющей в неё включаются невоенные элементы. В изучении природы войны неореализм уделяет преимущественное внимание т. н. глобальным (большим) войнам, которые приводят к значительным изменениям в международной системе. В больших войнах участвуют великие державы, они отличаются масштабом, последствиями, потенциально неограниченными средствами, которые привлекаются для ведения войны, огромными людскими потерями, большой продолжительностью.
Методология
В области методологии неореализм претендует на создание системной теории международной политики, которая охватывает и связывает воедино все её проявления. В неореализме развиваются несколько вариантов системного анализа, основанные на принципах структурализма, структурно-функционального, историко-системного и нелинейного анализа политики. Кроме того, используются частные методы других наук, включая количественные.
Классификация теорий неореализма
В состав неореализма входят несколько теорий, однако единой их классификации до сих пор не выработано. Первая различает традиционный неореализм и неоклассический реализм, который связан с этапом частичного отказа от структурализма и возвратом к элементам политического реализма. Эта классификация опирается на особенности эволюции неореализма, связанные с постепенной утратой популярности идей структурализма, который оказался не способен объяснить серьёзные перемены в международной политике, поскольку в основном был сосредоточен на механизмах и условиях относительной стабильности международной системы. Так, структуралистские подходы не смогли объяснить такие трансформации, как окончание «холодной войны».
Вторая классификация объединяет политический реализм и неореализм в единое целое и предлагает в качестве отличительного признака то, что ключевым уровнем анализа является международная система или её элементы. В этом случае политический реализм Г. Моргентау и некоторые виды неореализма относят к теориям элементного уровня (государство), а теорию К. Уолца и ряд других – к теориям системного уровня.
Третья, наиболее распространённая классификация учитывает качественные отличия политического реализма и неореализма, степень общности неореалистических теорий и специфику их методологии. В этом случае выделяются общие теории, предлагающие варианты системного анализа международной политики (к ним относятся структурный реализм, теория гегемонистской стабильности, теория циклов, историко-системное направление и нелинейный анализ политики), и теории среднего уровня, которые охватывают международную политику в отдельных аспектах, уточняя и развивая положения общих теорий. Последние выступают «творческой лабораторией», которая в перспективе способна обогатить или даже породить общие теории. В частности, теории среднего уровня изучают особенности проявления принципа баланса сил в стратегии государств («оборонительный» и «наступательный» реализм). Часть исследователей изучают роль баланса сил и считают, что этот принцип остаётся основополагающим в международной политике («узкий» реализм). Другие же считают, что пора включать иные факторы, такие как деятельность наднациональных институтов («широкий» реализм). Одни подчёркивают важность распределения сил в международной системе (теория «баланса сил»), другие добавляют к ним анализ намерений противника (теория «баланса интересов»). Часть исследователей активно использует политэкономический анализ, показывая особую роль экономических факторов в политике («меркантилистский», или «экономический», реализм).
Новейшая волна исследователей пытается развивать неореализм К. Уолца за счёт частичного возврата к политическому реализму («неоклассический реализм»). Ещё более радикальные варианты ревизии связаны с попытками синтеза идей неореалистов и представителей других парадигм в теории международных отношений. Под вилянием социального конструктивизма появился «реализм идентичностей», который видит причину конфликтности в несовпадении идентичностей субъектов политики. Набирает популярность изучение политики стран «третьего мира», которым в общих теориях неореализма не уделялось особого внимания («младший» реализм, «периферийный» реализм). Здесь внимание сосредоточено на выявлении закономерностей, которые управляют внешней политикой этих государств, поскольку в применении к странам «третьего мира» многие постулаты неореализма требуют пересмотра. Например, суверенитет не играл в их становлении системообразующей роли, они не способны проводить политику баланса сил в отношении Запада и т. д.
Критика неореализма
Критика неореализма представителями других парадигм указывает на конфликтное понимание природы политики, не учитывающее сотрудничество; преувеличение роли государства как актора международной политики и недооценку роли международных институтов и права; преувеличение влияния системных факторов на политику государств и недооценку роли личности; «пессимизм» неореализма в отношении процессов глобализации.
Неореализм как государствоцентричная теория остаётся достаточно влиятельной парадигмой в теории международных отношений, которая возвращает свои позиции на фоне кризиса европейской интеграции, падения влияния многих международных организаций, негативных последствий глобализации (прежде всего, открытость государства стихийным колебаниям глобальных рынков капитала и труда), необходимости решения глобальных проблем человечества. В России неореализм стал популярен с 1990-х гг., однако первые публикации относятся ещё к советскому периоду (В. И. Гантман).