Социокультурная общность Ваупес
Социокульту́рная о́бщность Ваупе́с (тукано, социальная система Ваупес, общность Ваупес), принятое в антропологии собирательное обозначение нескольких этнических общностей [арапасо, бара, барасана (субгруппы эдурья и таивано), десана, гуанано, карапана, котириа, кубео, летуама, макуна, мирититапуйа, пиратапуйа, писамира, танимука, татуйо, тукано, туюка, сириано, юрути, говорящие на языках тукано восточной подгруппы туканоанских языков, а также кабияри и тариано, носители аравакских языков], проживающих на северо-западе Бразилии (штат Амазонас) и востоке Колумбии (департамент Ваупес), в традиционной культуре которых прослеживается много схожих черт.
Основное название – социокультурная общность Ваупес – связано с одноимённой рекой – Ваупес, правым притоком Риу-Негру, в бассейне которой проживают составляющие общность народы; второе название (тукано) связано с преобладанием в регионе языков восточных тукано. Общее самоназвание отсутствует. Общая численность около 31,1 тыс. человек в Бразилии (2010, перепись), около 10 тыс. в Колумбии (2018, перепись). Верующие – христиане (около 50 % католики, около 5 % протестанты), сохраняются традиционные верования (анимизм).
Первые контакты коренных народов области верхнего Риу-Негру с колонистами (бразильцами) и миссионерами – с первой половины 18 в., постоянные – с начала 19 в. Подробные описания традиционной культуры коренного населения бассейна Риу-Негру – Ваупес появляются с начала 19 в. (И. Б. Р. фон Шпикс, К. Ф. Ф. фон Мартиус, Г. У. Бейтс, А. Р. Уоллес, Р. Спрус).
Традиционная культура типична для индейцев тропических лесов Южной Америки. Занимаются подсечно-огневым земледелием [горький и сладкий маниок, ананасы, папайя, авокадо, персиковая пальма, каимо (Pouteria caimito)], охотой (с помощью духовых трубок серватана и ружей), рыболовством (на порогах устраивают ловушки для ловли рыбы), собирательством. Развито гончарное ремесло (горшки различных форм, противни для приготовления фариньи), плетение, изготовление лодок-долблёнок.
Поселение – малока [прямоугольная с двускатной или округлая с конусовидной крышей (летуама, макуна, танимука)], стоящая на незначительном удалении от реки (у порога). Она воспринимается как священное пространство, центр Вселенной. В 21 в. малока часто служит только местом для проведения ритуалов и собраний, вокруг неё строятся хижины для отдельных семей. Для социокультурной общности Ваупес характерны межэтнические браки, поселения с мультиэтническим населением, междеревенские праздники. Ранее сохранялось деление на роды; границы родов определялись порогами на реке: чем ниже по реке жил род, тем более значимое социальное положение он занимал.
Наряду с малокой для материальной культуры народов этой общности характерны такие предметы, как ритуальное копьё с погремушкой на конце, плетёные подставки для посуды в виде буквы «Х», низкие деревянные скамеечки для мужчин, жезлы для отбивания ритма в коллективных танцах.
Важнейшими составляющими духовной культуры являются ритуалы юрупари, танец кукол (или танец в масках), инициации мальчиков, приём галлюциногенов: аяуаски (яхе), мамбе и йопо; коллективные танцы (с участием мужчин и женщин); общие мифологические сюжеты (о прародительнице анаконде, которая «доставила» на себе предков местных народов в район их нынешнего проживания, поднимаясь вверх по рекам; о происхождении юрупари; об Отце-Солнце); шаманизм (характерна градация хранителей духовного знания, наивысший уровень – куму); в росписи малоки и тела присутствует сложный символизм, основанный на интерпретации видений после принятия галлюциногена яхе.
В традиционной религии важное место занимают петроглифы и наскальные росписи (считается, что их нанесли предки), а также пороги и водопады (как точки, где остановилась мифическая анаконда), камни необычной формы (в виде головы змеи), скалы, пещеры и гроты (места обитания Хозяина животных).
Под понятие «наши люди» у народов данной общности также попадают другие коренные народы региона, чьи образ жизни и культура схожи с их собственными. Собственно тукано расселены в бассейнах крупных рек и на их основных притоках. В некоторых районах области Ваупес совместно с тукано проживают группы маку, ведущие полубродячий образ жизни. Тукано считают маку «ненастоящими, ленивыми, грязными людьми». Иерархическое социокультурное противопоставление тукано и маку объясняется в мифологии последних (Bidou. 1972. P. 95–98). Согласно мифу, когда культурный герой Idn Kamni создал людей, маку были вождями и старшими братьями. Рядом с ними жили речные индейцы – младшие братья (тукано). Idn Kamni предложил старшему брату взять раковину улитки, которая служила украшением для ритуальных танцев. Однако у того в руках уже было два предмета (духовая трубка и футляр со стрелами), которые он не пожелал положить и поэтому не принял раковину. Тогда Idn Kamni отдал раковину младшему брату и заставил старшего говорить на другом языке, жить в лесу и быть в услужении у младшего.
В рамках социокультурной общности Ваупес наибольшее сходство культуры прослеживается у групп, проживающих в междуречье Ваупеса и Апапориса (левого притока реки Какета). Существуют региональные ассоциации, объединяющие коренных жителей региона Ваупес: Ассоциация глав коренных народов области Яигохе-Апапорис (Asociación de Capitanes Indígenas del Yaigojé-Apaporis, ACIYA), Ассоциация глав коренных народов верхнего течения реки Апапорис (Asociación de Capitanes Tradicionales del Alto Apaporis, ACTIVA), Федерация организаций коренных народов Риу-Негру (Federação das Organizações Indígenas do Rio Negro, FOIRN).
Большинство исследователей сходятся во мнении, что существует социокультурное единство этнических групп региона Ваупес – верховья Риу-Негру. Главным доводом противников обобщения служит ряд незначительных отличий в их бытовой и духовной культуре (Reichel-Dolmatoff. 1971), а также отсутствие общего самоназвания у этих групп. Помимо социокультурной общности Ваупес в Амазонии существуют другие подобные общности: шингуано (Бразилия, верховья реки Шингу), араваки верховьев реки Риу-Негру (Бразилия, Венесуэла).