Танец кукол юкуна
Та́нец ку́кол юку́на, традиционный ежегодный ритуал индейцев юкуна. Своё условное название танец кукол получил от характерных костюмов, которые надевают участники ритуала. Проводится в феврале – апреле, в период созревания культивируемых на чагре (так в колумбийской Амазонии называют плантацию, возделываемую методом подсечно-огневого земледелия) диких плодов и фруктов. Юкуна отождествляют танец кукол с обрядом юрупари (несмотря на наличие существенных отличий), который бытует у их северных соседей – нескольких коренных народов, формирующих социокультурную общность Ваупес (тукано).
Время начала подготовки и проведения танца кукол определяет шаман общины. Помимо духовной составляющей (шаману необходимо заручиться одобрением и поддержкой духов) требуется время для изготовления реквизита – масок и костюмов.
В танце кукол участвуют две группы персонажей, которых изображают мужчины (взрослые и подростки): Тори (один или несколько) – антропоморфное существо с крупными человеческими чертами и искривлённым ртом – и его свита. Маску Тори намеренно делают с уродливой гримасой. На уровне паха Тори держит деревянную палку, изображающую пенис в состоянии эрекции. Поведение Тори во время ритуала агрессивное, он провоцирует хозяина малоки, угрожает другим мужчинам, пристаёт к женщинам. Следуя символической игре, мужчины пытаются противостоять Тори, а женщины в ответ на домогательства имеют право ударить его по «эрегированному пенису». Тори сопровождает большая группа ряженых, которые держат деревянные жезлы для отбивания ритма в танце, а к лодыжкам привязывают погремушки из скорлупы плодов.
Тела Тори и его свиты полностью закрыты ритуальными костюмами: рубахой, длинной юбкой из мочала и высоким колпаком. Колпак в нижней части имеет отверстия для глаз, выше которых с лицевой стороны крепится плоская овальная деревянная маска того или иного персонажа, раскрашенная чёрной, белой и жёлтой красками. Маски ряженых также изображают различных насекомых, животных и рыб. Из зауженного отверстия колпака свисает длинное мочало. Колпак и рубаха ряженых изготавливаются из луба Ficus rádula. Нижняя часть юбки и мочало красят чёрной краской. Луб и верхняя часть юбки имеют коричневый цвет. Участники ритуала раскрашивают запястья, колени, лодыжки, иногда лоб в чёрный цвет; женщины, помимо чёрной, используют красную растительную краску.
Танец кукол длится два дня и три ночи. Сигнал к началу подаёт один из мужчин – игрой на флейте Пана за пределами малоки. Затем он заходит в жилище с восточной стороны. На второй день в полдень с той же стороны входит(ят) Тори, а за ним(и) – ряженые. Некоторые учёные предполагают, что вход Тори, чей вектор движения в танце направлен к западу, олицетворяет Отца-Солнце, центральный персонаж мифологии юкуна, а его деревянный пенис символизирует плодовитость, продолжение жизненного цикла. Отталкивающий внешний облик и агрессивное поведение демонстрируют негативную энергию Солнца. Тори – ритуальный двойник Отца-Солнца, способного разозлиться, если люди будут нарушать установленные им правила (Fiori Reggio. 1995).
Ритуал сопровождается коллективными танцами, в которых участвуют и ряженые, и зрители обоих полов. Мужчины и женщины, выстроившись в шеренгу, танцуют, двигаясь вокруг центральных опорных столбов малоки, следуя от её восточного входа к западному. Многократно повторяющиеся ритмичные движения вводят исполнителей в состояние транса. В паузах между танцами присутствующие в малоке едят и пьют чичу, мужчины принимают мамбе. Около восточного входа женщины оставляют угощение для Тори и его свиты.
На следующий год для танца кукол изготавливаются новые одежды и маски из луба. Потерявший магическую силу реквизит повторно не используется, его, как правило, оставляют лежать без внимания на хозяйственных настилах малоки. Вероятно, раньше его сжигали или относили в лес и там выбрасывали. Деревянные маски могли использоваться многократно.
Юкуна считают, что во время проведения ритуала малока и все присутствующие в ней переносятся во времена сотворения мира. Танец кукол несёт поучительно-игровой смысл (символически воспроизводит установленный в мифологические времена миропорядок) и является важной составляющей культурной идентичности юкуна.
До конца 20 в. исследователи считали, что персонаж по имени Юрупари был представлен запретными флейтами и трубами или маской с ухмыляющимся лицом и деревянным фаллосом. Этот факт предполагал, что два различных ритуальных типа рассматривались как один. В 21 в. антропологи их разграничивают: трубы обряда юрупари задействованы во время инициации мальчиков, а антропоморфная маска с ухмыляющимся лицом – главный персонаж праздников плодородия и плясок духов животных (Karadimas. 2007).
Танцы в масках, аналогичные танцу кукол у юкуна, также устраивают макуна, танимука, коренные народы, входящие в социокультурную общность Ваупес; миранья, уитото (Колумбия, междуречье Какета – Амазонка) и тикуна (Бразилия, Солимойнс). У миранья маска и костюм Хозяина животных соответствуют, за исключением некоторых деталей, образу Тори в танце кукол юкуна.