Малока
Мало́ка, общинное жилище у коренных народов западной и северо-западной Амазонии; важнейший элемент материальной и духовной культуры. Этимология слова «малока» не ясна, вероятно, оно происходит из испанского языка и имеет несколько значений: а) хижина, маленький и плохо построенный дом; б) индейский лагерь или деревня; большое коммунальное жилище у некоторых индейских племен; в) загон для скота на фазенде; г) сборище, группа людей (Handbook of South American Indians. 1948).
Слово «малока» введено в научный оборот антропологами во 2-й половине 20 в. для обозначения общинного жилища, конструкция, экстерьер и интерьер которого имели сложную символику, связанную с местными мифологическими представлениями. Для обозначения общинного жилища в других районах Амазонии слово «малока» использовать некорректно. Одним из первых понятие «малока» употребил Х. Райхель-Долматофф для описания и интерпретации культуры десано. В 21 в. слово «малока» превратилось в профессиональный термин, используемый антропологами для обозначения общинного жилища в указанном этнокультурном ареале Амазонии. Термин также подразумевает устоявшиеся правила поведения людей, совместно проживающих в общинном жилище, транслируемые из поколения в поколение и регулируемые их мифологическим сознанием. Слово «малока» употребляется коренными народами региона в разговорах между собой и в общении с метисным населением, в настоящее время оно стало лингва франка идиомой, значение которой понятно всем. Для обозначения общинного жилища у различных этнических групп имеются также слова из их языков.
В зависимости от региона малока имеет прямоугольную (восток и юго-восток Колумбии, запад и северо-запад Бразилии) или округлую форму (юг Колумбии, восток и северо-восток Перу). Встречаются и другие формы (у мацэс – вытянутый шестиугольник) и конструктивные особенности (Матусовский. Последняя малока. 2019). Для строительства малоки используются только природные материалы (жерди, листья пальмы, кора деревьев, лианы). Примерно до 1950–1960-х гг. в малоке жили все члены одного рода, родовой общины.
Малока прямоугольной формы с двускатной крышей, не доходящей до земли около метра, типична для этнических групп, формирующих социокультурную общность Ваупес (тукано) на востоке и юго-востоке Колумбии и северо-западе Бразилии. Малока имеет два входа на торцевых сторонах: фронтальный (мужской) и задний (женский). Фронтальный вход обращён на восток и предназначен для мужчин и гостей. Задний может быть использован только жителями малоки. Фасады украшаются геометрическими узорами и символическими изображениями, сюжеты которых – видения, возникающие у шаманов после приёма галлюциногенного питья из лианы аяуаски (Banisteriopsis caapi). В росписи фронтальной части преобладают чёрные, белые, жёлтые и красные краски. Расписывается и задняя сторона малоки, но рисунки, как правило, упрощённые. По мифологическим представлениям коренного населения западной и северо-западной Амазонии, малока – проекция Вселенной, центр Мира: вздымающаяся кровля – небо и горы, стены – край Мира. Внутри малоки задняя часть огораживается циновками, пространство за перегородкой предназначено для проживания главы общины и членов его семьи. Места нуклеарных семей в малоке зависели от статуса семьи: чем он был выше, тем ближе семья располагалась к задней части, места у входа предназначались для гостей. Между центральными опорными столбами находятся сакральные предметы, низкие скамеечки для мужчин, на стенах закреплены жезлы для коллективных танцев и музыкальные инструменты (флейты, маракасы); шаманское место находится у первого левого опорного столба.
На юге Колумбии и северо-востоке Перу распространены малоки округлой формы (у юкуна, уитото, бора, андоке, тикуна), с высокой двускатной крышей в центре, закруглённой к торцам. Открытые фронтоны под коньком крыши символизируют глаза малоки. У народов уитото малоки в плане двух типов: у муруи – круглые или овальные (символ женщины), у муинане – квадратные или прямоугольные, со скругленными углами (символ мужчины). В этом регионе отсутствует роспись фасадов. Места нуклеарных семей располагаются по периметру стен. Важнейшим предметом интерьера являются щелевые барабаны – мангуаре (магуаре).
Интерьеры малок всех типов строго упорядочены. Символизм конструкций и внутреннего устройства демонстрируется во время церемониальных собраний и коллективных танцев (танцоры двигаются вокруг или внутри центральных опорных столбов). Наиболее ярко мифологическая символика малоки проявляется у коренных народов северо-запада Бразилии, востока, юга и юго-востока Колумбии, севера и северо-востока Перу, на востоке Перу эта символика не столь очевидна.
Малоки отстоят друг от друга на расстоянии от нескольких сот метров до 1–5 км. На юге Колумбии и северо-востоке Перу строились с учётом зоны слышимости звуковых барабанов, с помощью которых передавалась информация на расстоянии.
В 21 в. малока используется как коммунальное жилище в том случае, если число жителей общины невелико (одна малока в среднем вмещает 20–40 человек, максимально до 180–200). В крупных поселениях в ней проживают главы общин и члены их семей; в основном малока служит подобием клуба, в котором проводятся ритуалы и церемонии [юрупари (дабукури), танец кукол (танцы в масках), коллективные танцы], устраиваются общие собрания, принимаются гости.