#Культура народов Америки
Культура народов Америки
Тег

Культура народов Америки

Культура народов Америки
Найденo 98 статей
Лимпия, ритуал очищения
Магические ритуалы, обряды, практикиМагические ритуалы, обряды, практики
Лимпиа
Ли́мпиа, ритуал очищения тела и снятия порчи, распространённый у народов Мексики, а также других стран Центральной и Южной Америки (науа, кора, тотонаки, отоми, тепеуа и др.). Проводится профессиональным целителем или целительницей, иногда при участии ассистентов (травники, акушерки, детские курандеро, массажисты). Как правило, основанием для проведения лимпии являются различные заболевания неясного происхождения, которые объясняют вторжением в тело пациента вредоносной субстанции, чаще всего «дурного воздуха» (исп. mal aire), или сглазом (исп. mal de ojo). Католическое духовенство относится к данным ритуалам негативно как к суевериям, но предпочитает не вмешиваться и не препятствовать их проведению. Лимпии традиционно более характерны для сельской среды, хотя в 21 в. мода на них распространилась среди горожан.
Праздники
День мёртвых
День мёртвых, праздник поминовения усопших в Мексике и других странах Центральной Америки, который отмечается 1 и 2 ноября каждого года. Представляет собой двухдневное поминовение усопших – сначала детей, а затем взрослых. Его истоки восходят к двум традициям: средневековым европейским обычаям поминовения умерших и культу предков, существовавшему у коренных народов Мексики с древности. Входит в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО (2008).
Празднование Дня мёртвых на площади Пласа-де-ла-Конститусьон (Сокало) в Мехико
Нательная одежда
Ребосо
Ребо́со, длинная женская прямоугольная накидка из цельного куска материи с кистями и бахромой на концах; один из основных элементов традиционного мексиканского женского костюма в 16–21 вв. Длина составляет от 1,5 до 3 м, ширина от 1 до 1,5 м. Для изготовления ребосо используются различные материалы (хлопок, волокна агавы, шёлк, вискоза). Готовое изделие украшается вышивкой (в том числе бисером), орнаментом (в том числе в технике икат) и др. Для окрашивания используются натуральные красители, причём выбор основного цвета мог указывать на регион, откуда происходила женщина (у тарасков штата Мичоакан женщины традиционно носили синие ребосо с чёрными полосами; женщины отоми в Центральной Мексике предпочитали серые ребосо с белыми полосами). В течение 19 – начале 20 вв. постепенно вышло из употребления среди горожанок и стало отличительной принадлежностью костюма сельских женщин, главным образом индейских. После Мексиканской революции 1910–1917 гг. и последовавшего за ней возрождения интереса к народной культуре среди представителей мексиканской интеллигенции престиж ребосо возрос. Ребосо стали носить представительницы мексиканской творческой интеллигенции (художница Ф. Кало, актриса Мария Феликс, писательница и поэтесса Ана Кастильо и др.). В начале 21 в. ребосо также было непременным атрибутом нарядов Маргариты Савалы, супруги президента Ф. Кальдерона.
Отоми. Ребосо из хлопка
Народы
Кайюа
Кайю́а, индейский народ группы гуарани на юге Бразилии (штаты Мату-Гросу-ду-Сул, Риу-Гранди-ду-Сул, Санта-Катарина, Парана, Сан-Паулу), в пограничных районах Парагвая и Боливии и на крайнем северо-востоке Аргентины (провинция Мисьонес). Численность в Бразилии 43,5 тыс. человек (2010, перепись), в Аргентине – 0,5 тыс. человек (2003, оценка), в Парагвае – 15,5 тыс. человек (2012, перепись). Говорят на языке кайва гуаранийского кластера гуаранийской группы языков тупи-гуарани. Письменность на основе латинского алфавита. Говорят также на испанском и португальском языках. Свыше половины – христиане (методисты, католики), остальные сохраняют традиционные верования.
Мужчина кайюа
Народы
Амусго
Аму́сго, индейский народ в Мексике. Живут в предгорьях и горах южной части Западной Сьерры-Мадре и примыкающей части прибрежной тихоокеанской равнины на территории историко-культурной области Коста-Миштека («Береговая Миштека»): на крайнем западе штата Оахака, на востоке и юго-востоке штата Герреро, в регионе Коста-Чика («Малый Берег», муниципалитеты Сочистлауака, Тлакоачистлауака и Ометепек), а также небольшими анклавами – в штатах Морелос, Пуэбла и Мичоакан. Численность составляет около 50 тыс. человек (47,5 тыс. человек; 2010, перепись), из которых более 41 тыс. человек в Герреро и более 8 тыс. человек в Оахаке. Говорят на языке амусго (амузго, амусга) миштекской группы большой сапотекской ветви семьи ото-манге, около половины амусго (в основном мужчины) владеют также испанским языком. Письменность на основе латинской графики. Большинство верующих – католики.
Женщина амусго за ткацким станком
Нательная одежда
Тилматли
Тилма́тли, длинный прямоугольный кусок ткани (плащ), завязывавшийся на правом плече; основная мужская верхняя одежда у народов Мексики до испанского завоевания (первая четверть 16 в.). Цвет, длина, украшение каймы, а также способ завязывания тилматли регулировались властями и зависели от ранга его владельца. После испанского завоевания продолжал выполнять свою функцию основной верхней мужской одежды индейцев Мексики, несмотря на то что к нему прибавились рубашка и штаны. Вышел из употребления только в 18 в., когда его вытеснили испанские плащи и накидки. Не сохранилось ни одного доиспанского или колониального образца тилматли, они известны только по изображениям в письменных источниках («Кодекс Мендоса», «Кодекс Тудела», «Флорентийский кодекс», «Кодекс Иштлильшочитль», все – 16 в. и др.).
Несауальпилли, правитель Тескоко, в тилматли
Орудия труда, предметы быта
Мекапаль
Мекапа́ль, приспособление для переноски грузов, использующееся коренными жителями Мексики с 1 тыс. до н. э. Состоит из кожаной или тканой ленты (длиной от 25 до 40 см и шириной 10 см), к каждому концу которой прикрепляется верёвка. Эта лента закрепляется на лбу носильщика на различной высоте в зависимости от тяжести груза, характера местности, по которой ему предстоит идти, и формы головы носильщика; груз фиксируется за счёт верёвок. До Конкисты был основным средством транспортировки грузов специально подготовленными носильщиками – тламеме. В 21 в. в сельской местности Мексики и Гватемалы мекапаль продолжает применяться для переноски разных грузов.
Мекапаль
Народы
Гуарани
Гуарани́, группа народов в Южной Америке в составе общности тупи-гуарани. Общая численность (исключая креолов-парагвайцев) около 385 тыс. человек (2010–2012, переписи; 2016, оценка). Говорят на языках гуаранийской группы языков тупи-гуарани. Живут на юго-западе Бразилии, на востоке Парагвая и на северо-востоке Аргентины, также в Боливии. Включают народы гуаранийского кластера, близкие по языку парагвайским креолам (чирипа, кайюа, мбыа); гуаяки; шета (до 100 человек среди каинганг в штате Парана в Бразилии; язык утрачен). От них отличны по языку и культуре гуарани восточной Боливии: чиригуано (0,4 тыс. человек – 2012, перепись); симба, или западно-боливийские, гуарани (живут также в Парагвае; 3,6 тыс. человек – 2012, перепись); народы подгруппы гуараю – гуараю (гуарайо, 24 тыс. человек – 2012, перепись; в основном департамент Санта-Крус) и сирионо (0,8 тыс. человек – 2012, перепись; в основном департамент Санта-Крус). Численность гуарани в Боливии 96,9 тыс. человек (2012, перепись). В Аргентине проживает 54,8 тыс. гуарани, в Парагвае – 61,7 тыс. (2016, оценка Mapa Guarani Continental).
Девушка чиригуано
Народы
Паэс
Па́эс, индейский народ на юго-западе Колумбии. Живут в верховьях реки Каука, на юге Центральной Кордильеры. Численность 243,2 тыс. человек (2018, перепись). Говорят на изолированном языке паэс (по другой версии, относящемся к макрочибчанским языкам). Язык паэс преподаётся в некоторых школах, на нём ведутся богослужения и радиопрограммы. Письменность на основе латинской графики. Около 75 % паэс говорят также или исключительно на испанском языке. Верующие – католики и протестанты, имеются приверженцы синкретических мессианистских культов.
Традиционный мост из бамбука в Национальном археологическом парке в Тьеррадентро
Народы
Чоко
Чо́ко, группа индейских народов на юго-востоке Панамы, западе Колумбии и севере Эквадора. Делятся на: северных чоко – в Панаме (24 тыс. человек – 2017, оценка) и в Колумбии (56,5 тыс. человек – 2018, перепись); воун-меу – в Панаме (7,3 тыс. человек – 2010, перепись) и в Колумбии (14,8 тыс. человек – 2018, перепись); эпена – в Панаме (33 тыс. человек – 2017, оценка) и в Колумбии (7,1 тыс. человек – 2018, перепись); эмбера-катио – в Колумбии (48,2 тыс. человек – 2018, перепись; до 100 человек в Панаме – 2017, оценка); эмбера-баудо – в Колумбии (свыше 6 тыс. человек – 2017, оценка); эмбера-чами – в Колумбии (77,8 тыс. чел. – 2018, перепись); эмбера-тадо – в Колумбии (1 тыс. человек – 2017, оценка) и в Эквадоре (0,5 тыс. человек – 2010, перепись). Говорят на языках чокоанской семьи и на испанском языке. В основном христиане, остальные придерживаются традиционных верований.
Мужчина чоко на фоне традиционного жилища
1
2
3
4
5