#Культура народов АмерикиКультура народов АмерикиИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегКультура народов АмерикиКультура народов АмерикиНайденo 98 статейМагические ритуалы, обряды, практикиМагические ритуалы, обряды, практики ЛимпиаЛи́мпиа, ритуал очищения тела и снятия порчи, распространённый у народов Мексики, а также других стран Центральной и Южной Америки (науа, кора, тотонаки, отоми, тепеуа и др.). Проводится профессиональным целителем или целительницей, иногда при участии ассистентов (травники, акушерки, детские курандеро, массажисты). Как правило, основанием для проведения лимпии являются различные заболевания неясного происхождения, которые объясняют вторжением в тело пациента вредоносной субстанции, чаще всего «дурного воздуха» (исп. mal aire), или сглазом (исп. mal de ojo). Католическое духовенство относится к данным ритуалам негативно как к суевериям, но предпочитает не вмешиваться и не препятствовать их проведению. Лимпии традиционно более характерны для сельской среды, хотя в 21 в. мода на них распространилась среди горожан.Праздники День мёртвыхДень мёртвых, праздник поминовения усопших в Мексике и других странах Центральной Америки, который отмечается 1 и 2 ноября каждого года. Представляет собой двухдневное поминовение усопших – сначала детей, а затем взрослых. Его истоки восходят к двум традициям: средневековым европейским обычаям поминовения умерших и культу предков, существовавшему у коренных народов Мексики с древности. Входит в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО (2008).Нательная одежда РебосоРебо́со, длинная женская прямоугольная накидка из цельного куска материи с кистями и бахромой на концах; один из основных элементов традиционного мексиканского женского костюма в 16–21 вв. Длина составляет от 1,5 до 3 м, ширина от 1 до 1,5 м. Для изготовления ребосо используются различные материалы (хлопок, волокна агавы, шёлк, вискоза). Готовое изделие украшается вышивкой (в том числе бисером), орнаментом (в том числе в технике икат) и др. Для окрашивания используются натуральные красители, причём выбор основного цвета мог указывать на регион, откуда происходила женщина (у тарасков штата Мичоакан женщины традиционно носили синие ребосо с чёрными полосами; женщины отоми в Центральной Мексике предпочитали серые ребосо с белыми полосами). В течение 19 – начале 20 вв. постепенно вышло из употребления среди горожанок и стало отличительной принадлежностью костюма сельских женщин, главным образом индейских. После Мексиканской революции 1910–1917 гг. и последовавшего за ней возрождения интереса к народной культуре среди представителей мексиканской интеллигенции престиж ребосо возрос. Ребосо стали носить представительницы мексиканской творческой интеллигенции (художница Ф. Кало, актриса Мария Феликс, писательница и поэтесса Ана Кастильо и др.). В начале 21 в. ребосо также было непременным атрибутом нарядов Маргариты Савалы, супруги президента Ф. Кальдерона.Народы КайюаКайю́а, индейский народ группы гуарани на юге Бразилии (штаты Мату-Гросу-ду-Сул, Риу-Гранди-ду-Сул, Санта-Катарина, Парана, Сан-Паулу), в пограничных районах Парагвая и Боливии и на крайнем северо-востоке Аргентины (провинция Мисьонес). Численность в Бразилии 43,5 тыс. человек (2010, перепись), в Аргентине – 0,5 тыс. человек (2003, оценка), в Парагвае – 15,5 тыс. человек (2012, перепись). Говорят на языке кайва гуаранийского кластера гуаранийской группы языков тупи-гуарани. Письменность на основе латинского алфавита. Говорят также на испанском и португальском языках. Свыше половины – христиане (методисты, католики), остальные сохраняют традиционные верования.Народы АмусгоАму́сго, индейский народ в Мексике. Живут в предгорьях и горах южной части Западной Сьерры-Мадре и примыкающей части прибрежной тихоокеанской равнины на территории историко-культурной области Коста-Миштека («Береговая Миштека»): на крайнем западе штата Оахака, на востоке и юго-востоке штата Герреро, в регионе Коста-Чика («Малый Берег», муниципалитеты Сочистлауака, Тлакоачистлауака и Ометепек), а также небольшими анклавами – в штатах Морелос, Пуэбла и Мичоакан. Численность составляет около 50 тыс. человек (47,5 тыс. человек; 2010, перепись), из которых более 41 тыс. человек в Герреро и более 8 тыс. человек в Оахаке. Говорят на языке амусго (амузго, амусга) миштекской группы большой сапотекской ветви семьи ото-манге, около половины амусго (в основном мужчины) владеют также испанским языком. Письменность на основе латинской графики. Большинство верующих – католики.Нательная одежда ТилматлиТилма́тли, длинный прямоугольный кусок ткани (плащ), завязывавшийся на правом плече; основная мужская верхняя одежда у народов Мексики до испанского завоевания (первая четверть 16 в.). Цвет, длина, украшение каймы, а также способ завязывания тилматли регулировались властями и зависели от ранга его владельца. После испанского завоевания продолжал выполнять свою функцию основной верхней мужской одежды индейцев Мексики, несмотря на то что к нему прибавились рубашка и штаны. Вышел из употребления только в 18 в., когда его вытеснили испанские плащи и накидки. Не сохранилось ни одного доиспанского или колониального образца тилматли, они известны только по изображениям в письменных источниках («Кодекс Мендоса», «Кодекс Тудела», «Флорентийский кодекс», «Кодекс Иштлильшочитль», все – 16 в. и др.).Орудия труда, предметы быта МекапальМекапа́ль, приспособление для переноски грузов, использующееся коренными жителями Мексики с 1 тыс. до н. э. Состоит из кожаной или тканой ленты (длиной от 25 до 40 см и шириной 10 см), к каждому концу которой прикрепляется верёвка. Эта лента закрепляется на лбу носильщика на различной высоте в зависимости от тяжести груза, характера местности, по которой ему предстоит идти, и формы головы носильщика; груз фиксируется за счёт верёвок. До Конкисты был основным средством транспортировки грузов специально подготовленными носильщиками – тламеме. В 21 в. в сельской местности Мексики и Гватемалы мекапаль продолжает применяться для переноски разных грузов.Народы ГуараниГуарани́, группа народов в Южной Америке в составе общности тупи-гуарани. Общая численность (исключая креолов-парагвайцев) около 385 тыс. человек (2010–2012, переписи; 2016, оценка). Говорят на языках гуаранийской группы языков тупи-гуарани. Живут на юго-западе Бразилии, на востоке Парагвая и на северо-востоке Аргентины, также в Боливии. Включают народы гуаранийского кластера, близкие по языку парагвайским креолам (чирипа, кайюа, мбыа); гуаяки; шета (до 100 человек среди каинганг в штате Парана в Бразилии; язык утрачен). От них отличны по языку и культуре гуарани восточной Боливии: чиригуано (0,4 тыс. человек – 2012, перепись); симба, или западно-боливийские, гуарани (живут также в Парагвае; 3,6 тыс. человек – 2012, перепись); народы подгруппы гуараю – гуараю (гуарайо, 24 тыс. человек – 2012, перепись; в основном департамент Санта-Крус) и сирионо (0,8 тыс. человек – 2012, перепись; в основном департамент Санта-Крус). Численность гуарани в Боливии 96,9 тыс. человек (2012, перепись). В Аргентине проживает 54,8 тыс. гуарани, в Парагвае – 61,7 тыс. (2016, оценка Mapa Guarani Continental).Народы ПаэсПа́эс, индейский народ на юго-западе Колумбии. Живут в верховьях реки Каука, на юге Центральной Кордильеры. Численность 243,2 тыс. человек (2018, перепись). Говорят на изолированном языке паэс (по другой версии, относящемся к макрочибчанским языкам). Язык паэс преподаётся в некоторых школах, на нём ведутся богослужения и радиопрограммы. Письменность на основе латинской графики. Около 75 % паэс говорят также или исключительно на испанском языке. Верующие – католики и протестанты, имеются приверженцы синкретических мессианистских культов.Народы ЧокоЧо́ко, группа индейских народов на юго-востоке Панамы, западе Колумбии и севере Эквадора. Делятся на: северных чоко – в Панаме (24 тыс. человек – 2017, оценка) и в Колумбии (56,5 тыс. человек – 2018, перепись); воун-меу – в Панаме (7,3 тыс. человек – 2010, перепись) и в Колумбии (14,8 тыс. человек – 2018, перепись); эпена – в Панаме (33 тыс. человек – 2017, оценка) и в Колумбии (7,1 тыс. человек – 2018, перепись); эмбера-катио – в Колумбии (48,2 тыс. человек – 2018, перепись; до 100 человек в Панаме – 2017, оценка); эмбера-баудо – в Колумбии (свыше 6 тыс. человек – 2017, оценка); эмбера-чами – в Колумбии (77,8 тыс. чел. – 2018, перепись); эмбера-тадо – в Колумбии (1 тыс. человек – 2017, оценка) и в Эквадоре (0,5 тыс. человек – 2010, перепись). Говорят на языках чокоанской семьи и на испанском языке. В основном христиане, остальные придерживаются традиционных верований. 12345