#Чешские композиторыЧешские композиторыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегЧешские композиторыЧешские композиторыНайденo 9 статейМузыкантыМузыканты Сметана БедржихСме́тана Бе́држих (1824–1884), чешский композитор, дирижёр, пианист, музыкальный критик, общественный деятель. Создатель национальной оперы, повлиял на развитие чешской музыки в целом. Среди его опер (всего 8 законченных): лирико-комическая «Проданная невеста» (премьера 1866), опера-трагедия «Далибор» (1868), «Либуше» на сюжет чешского эпического сказания (1881). Цикл из 6 симфонических поэм «Моя родина» (1874–1879) утвердил традиции чешской симфонической классики (продолжены и развиты А. Дворжаком). В 1866–1874 гг. главный дирижёр «Временного театра» в Праге.Музыканты Дворжак АнтонинДво́ржак Антони́н (1841–1904), чешский композитор, дирижёр и педагог. Классик чешской музыкальной культуры; в его произведениях славянская мелодическая характерность сочетается с традиционными классико-романтическими приёмами. Среди сочинений: оперы «Король и угольщик» (премьера – 1874), «Чёрт и Кача» (1899), «Русалка» (1901); первая чешская оратория «Святая Людмила» (1901); 9 симфоний (в том числе Симфония № 9 «Из Нового Света», 1893), Концерт для виолончели с оркестром (1895), Славянские танцы (1-й цикл – 1878, 2-й – 1887), камерные ансамбли (в том числе фортепианные трио фа минор op. 65 – 1883, «Думки» – 1891), католическая церковная музыка – Stabat Mater (1877), Месса ре мажор (1887), Реквием (1890), Te Deum (1892).Музыканты Яначек ЛеошЯ́начек Ле́ош (1854–1928), чешский композитор и музыковед. Автор опер (наиболее известны: «Енуфа», 1904; «Приключения лисички-плутовки», 1924; «Средство Макропулоса», 1926), сочинений для оркестра (в том числе Симфониетта, 1926) и камерных составов, духовной музыки («Глаголическая месса», 1927, и др.), произведений на фольклорные темы и исторические сюжеты. Стилистика музыкальных произведений Яначека в целом близка его предшественнику – А. Дворжаку; национальный колорит его музыки вписан в широкий контекст западноевропейского романтизма, с типичными для этого течения эстетическими и технико-композиционными тенденциями.Музыканты Гельд Игнац фонГельд И́гнац фон, Игнатий Франтишек фон Гельд [Ignác (Ignatz) František von Held] (1764 или 1766 – 1816), композитор, певец, исполнитель на английской гитаре и фортепиано, педагог, издатель. Родился в Хоэнбруке в Богемии (ныне Тршебеховице-под-Оребем, Чехия) в семье врача. Был певцом и альтистом в церкви Девы Марии перед Тыном в Праге. Гуманитарное образование получил в Градец-Кралове, одновременно изучая игру на медных духовых и струнных инструментах. С 1783 г. жил в Польше, позднее переехал в Санкт-Петербург. Участвовал в русско-турецкой войне 1787–1791 гг., по взятии Очакова произведён в офицеры. В 1791 г. вернулся в Польшу, где был повышен в звании до майора, получил дворянство и должность камергера. Участвовал в восстании Т. Костюшко, попал в русский плен, в 1797 г. амнистирован. С 1800 г. жил в Москве, где получил известность как исполнитель, педагог и композитор. С 1811 г. занимался в Санкт-Петербурге издательской деятельностью. Один из основоположников русской гитарной школы. Издал первую в России школу игры на семиструнной гитаре («Школа для семиструнной гитары, соединённая с подробным истолкованием музыки вообще», в 1798 на французском языке, около 1802 на русском), позднее отредактированную и дополненную С. Н. Аксёновым (1819).Музыканты Дружецкий ИржиДру́жецкий И́ржи (чеш. Jiří Družecký; Георг Друшецкий, нем. Georg Druschetzky) (1745–1819), чешский композитор. Родился в Емниках (Богемия, ныне Чехия). Учился игре на гобое у Антонио Безоцци в Дрездене. С 1762 г. гренадер 50-го пехотного полка в Эрлау (Австрия, ныне Эгер, Венгрия; позднее находился в Вене, Энсе, Линце, Браунау), в 1768–1775 гг. полковой музыкант, в конце службы – капельмейстер. С 1777 г. региональный барабанщик (Landschaftspauker) в Линце, руководил музыкальной частью на официальных церемониях. В 1783 г. вышел в отставку и переехал в Вену, где вступил в местное музыкальное общество. В 1787–1795 гг. руководитель духового оркестра у графа А. Грассалковича (Прессбург, ныне Братислава). С 1807 г. служил у эрцгерцога Йозефа Антона (Офен, ныне Будапешт): композитор, с 1813 г. руководитель «гармонической музыки». Автор симфоний, музыки для духовых инструментов, концертов для разных инструментов с оркестром, квартетов (в том числе для гобоя со струнным трио).Музыканты Ваньхаль Ян КрштительВа́ньхаль Ян Кршти́тель [чеш. Jan Křtitel Vaňhal; Иоганн Баптист Ванхаль (Ванхал), нем. Johann Baptist Vanhal] (1739–1813), чешский композитор, скрипач. Родился в Неханице (Богемия, ныне Чехия) в крестьянской семье. С детства учился игре на струнных и духовых инструментах, с 1752 г. – игре на органе (у А. Эрбана). С 1752 или 1757 г. органист в Опочно (Чехия). В 1759–1761 гг. регент в Гневчевесе, где он совершенствовался в игре на скрипке и композиции у скрипача М. Новака. В 1761 г. переехал в Вену, занимался у К. Диттерсдорфа, давал частные уроки музыки (среди учеников – И. Плейель). В 1769–1771 гг. путешествовал по Италии, где встретился с Ф. Л. Гассманом и К. В. Глюком. Участвовал в исполнении оперы «Орфей и Эвридика» Глюка в качестве первого скрипача (1763), играл в квартете вместе с В. А. Моцартом, Й. Гайдном и Диттерсдорфом (предположительно на виолончели, 1784). Автор месс, симфоний, концертов для разных инструментов с оркестром (в том числе для контрабаса), камерной музыки (трио, квартетов, квинтетов), фортепианных сонат.Музыканты Бенда Йиржи АнтонинБе́нда Йи́ржи Антони́н (крещён 1722 – 1795), чешский композитор и скрипач. Служил скрипачом в придворном оркестре Фридриха II (1742–1750), придворным капельмейстером в Готе (1750–1778). Автор опер, духовных кантат, симфоний, клавирных концертов, сонат и сонатин; один из создателей музыкально-драматического жанра мелодрамы.Музыканты Новачек ОттокарНо́вачек О́ттокар, Оттокар Эуген Новачек (Ottokar Eugen Nováček) (1866–1900), чешский скрипач, композитор. Учился музыке у отца, Мартина Йозефа Новачека, в 1880–1883 гг. у Я. Донта (Вена), затем в Лейпцигской консерватории у Г. Шрадика и А. Д. Бродского (окончил в 1885). Работал в оркестре «Гевандхауза». Второй скрипач, затем альтист в квартете Бродского. В 1891 г. переехал в США. Скрипач в Бостонском симфоническом оркестре (под руководством А. Никиша), оркестре «Метрополитен-оперы», в 1892–1893 гг. альтист Нью-Йоркского оркестра симфонического общества под управлением В. Дамроша (с 1903 Нью-Йоркский симфонический оркестр, с 1928 в составе Нью-Йоркского филармонического оркестра). С 1899 г. из-за болезни сердца не выступал. Автор Концерта для фортепиано с оркестром (1894, 1-й исполнитель Ф. Бузони), 3 струнных квартетов (изданы в 1890, 1898, 1904), 8 Концертных каприсов для скрипки с фортепиано, 6 песен на слова А. К. Толстого. Поныне популярностью пользуется пьеса «Непрерывное движение» («Perpetuum mobile») для скрипки с оркестром (издана в 1895).Музыканты Зеленка Ян ДисмасЗе́ленка Ян Ди́смас (1679–1745), чешский композитор. Работал в придворной капелле в Дрездене (с 1711 помощник капельмейстера, с 1729 капельмейстер). Наиболее известные инструментальные сочинения: пять каприччио для оркестра, шесть трио-сонат, пьеса для семи инструментов «Ипохондрия»; духовные произведения: Реквием ре минор, хоровой цикл «Респонсории Страстной недели» и оратория «Sub olea pacis et palma virtutis», более 20 месс.