Сирийская операция 2015–2017
Сири́йская опера́ция 2015–2017, специальная военная операция Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ) против вооружённых формирований международных террористических организаций. Основными противниками РФ были Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) и «Джабхат ан-Нусра» (2012; c 2016 носила название «Джабхат Фатх аш-Шам», с января 2017 переформирована в «Хайат Тахрир аш-Шам» после включения других группировок), представлявшая «Аль-Каиду» (признаны Советом Безопасности ООН террористическими организациями и запрещены в РФ). Проведена на территории Сирийской Арабской Республики (САР) по просьбе президента страны Башара Асада.
Началась 30 сентября 2015 г. проведением воздушной операции Воздушно-космическими силами (ВКС) ВС РФ, когда Совет Федерации РФ единогласно одобрил запрос президента РФ В. В. Путина на использование ВС РФ за пределами территории страны, а её завершением считается 27 февраля 2016 г., когда в САР вступил в силу режим прекращения огня, достигнутый при посредничестве РФ и США. К режиму присоединилась часть действовавших в Сирии вооружённых группировок. В январе 2017 г. между РФ и Сирией подписан протокол к соглашению о размещении авиационной группы ВС РФ на территории САР.
Причины вооружённого конфликта в САР
Вооружённый конфликт в САР стал результатом действия комплекса факторов политического, экономического и социального характера:
внешнеполитического – США и их союзники спровоцировали военно-политический хаос в странах Ближнего Востока и Северной Африки с целью свергнуть правительство Башара Асада и привести к власти управляемую оппозицию;
внутриполитического – длительное авторитарное руководство Партией арабского социалистического возрождения (ПАСВ/Баас) страной (пришла к власти в 1963), монополия представителей Баас и алавитов на руководящих постах в сирийском правительстве, игнорирование оппозиции, ущемление прав граждан установленным (с 1963, после государственного переворота) режимом чрезвычайного положения;
экономического – обоюдное стремление стран Запада и Персидского залива усилить своё влияние в сфере добычи энергоресурсов на территории Сирии и проложить через её территорию магистральные нефте- и газопроводы в Европу; развал промышленности и сельского хозяйства на фоне массовых антиправительственных выступлений и многолетней засухи;
социального – резкое падение уровня жизни и обнищание населения страны, расслоение общества по клановой и конфессиональной принадлежности, массовая миграция сельского населения в города и за рубеж; радикализация сирийского общества в результате разжигаемых извне межконфессиональных противоречий между суннитами и шиитами.
Накануне военной операции ВС РФ по стабилизации обстановки в САР внутренний вооружённый конфликт в форме гражданской войны превратился в международный и приобрёл глобальное значение. С учётом характерных особенностей в сирийском вооружённом конфликте можно выделить следующие этапы.
Этапы вооружённого конфликта в САР
Первый этап (март – июль 2011) начался с событий в г. Деръа (провинция Деръа) и прилегающих к нему районах. Недовольство населения местными властями, подогреваемое извне, переросло в массовые волнения. Толпы народа проходили с требованиями политических реформ и более эффективной борьбы с коррупцией. Провокации примкнувших экстремистов с применением огнестрельного оружия превратили мирные демонстрации в столкновения с силами правопорядка, адекватно применившими оружие. Разгон демонстрации привёл к призыву в социальных сетях к народному восстанию. Началась масштабная пропагандистская кампания в иностранных СМИ по дискредитации правительства Башара Асада. Массовые выступления перекинулись на города Дума, Баниас, Хама, Хомс, Алеппо, Идлиб, Растан, Латакия, Талканах, Дейр-эз-Зор и другие населённые пункты страны.
С лета 2011 г. образовались незаконные вооружённые формирования (НВФ), открыто противостоящие правительственной сирийской армии и силам правопорядка. В конце года по всей стране прошли ожесточённые столкновения, а небольшие отряды боевиков стали объединяться в более крупные.
Второй этап (июль 2011 – август 2012) отличался дальнейшим ростом числа «революционных протестов», распространившихся на центральные и северные провинции Сирии. Спецслужбы США, Саудовской Аравии и Катара, используя бывших сирийских военнослужащих и иностранных наёмников, сформировали и вооружили на территории Турции «Свободную сирийскую армию» (ССА). В ответ на активизацию диверсионно-террористической деятельности НВФ правительственные силы стали проводить ограниченные по масштабам контртеррористические операции (КТО) силами республиканской гвардии и войск специального назначения.
Третий этап (август 2012 – август 2013) вооружённого противостояния в САР отмечен значительным его обострением, широким вовлечением в него различных этноконфессиональных групп и активизацией действий боевиков. Террористические акты и диверсии в городах Дамаск и Алеппо, нападения на военные объекты стали регулярными. Поставки оружия для боевиков из-за рубежа приняли постоянный характер.
В ноябре 2012 г. сформировался единый руководящий орган антиправительственных сил – Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил Сирии. Ряд западных государств и монархий Персидского залива признали его как «единственного законного представителя сирийского народа» (Доклад Amnesty international 2013. Права человека в современном мире // Refworld. С. 164), что позволило им «легитимно» продолжать оказывать финансовую поддержку, осуществлять поставки оружия, материальных средств и др.
Западные спецслужбы стали непосредственными участниками планирования боевых действий НВФ, их численность увеличилась до 60 тыс. человек за счёт иностранных моджахедов-наёмников и членов различных международных террористических организаций. Хорошо экипированные, подготовленные в военном отношении и идеологически мотивированные исламистские группировки стали играть главную роль в борьбе против действующего законного сирийского правительства. В этот же период значительная часть формирований «умеренной» оппозиции добровольно перешла на сторону исламистов, захвативших важные районы и нефтяные месторождения на востоке страны.
Резкое ухудшение обстановки стало причиной ужесточения действий сирийского руководства по восстановлению конституционного порядка в стране. Силовые структуры САР стали активно применять бронетехнику, артиллерию и боевую авиацию, общее число участников КТО составило около 90 тыс. военнослужащих. Однако боеспособность правительственных войск неуклонно снижалась из-за отсутствия достаточного количества боеприпасов и топлива, увеличения числа дезертиров и уклонистов от призыва на военную службу.
Четвертый этап (август 2013 – февраль 2015) сопровождался некоторым снижением уровня напряжённости вокруг САР. Этому способствовала жёсткая позиция РФ по проведению всестороннего расследования факта применения НВФ в августе 2013 г. химического оружия в пригородах Дамаска, в Западной и Восточной Гуте, что позволило избежать проведения США и их союзниками военной операции в Сирии.
К июлю 2014 г. с территории САР вывезены всё химическое оружие и компоненты для его производства с последующей утилизацией на химических предприятиях США, Великобритании, Германии и Финляндии. Тем не менее международные конференции и консультации между сирийским правительством и оппозицией успеха не имели. Выдвижение заведомо неприемлемых друг для друга требований усилило существующие противоречия и рост взаимного недоверия. Одновременно с этим террористические бандформирования взяли под свой контроль до 40 % всей Сирии и продолжали его расширять на севере и востоке страны, что угрожало безопасности сопредельных государств. Летом 2014 г. террористы продвинулись в глубь страны, к провинции Ракка, и к июлю захватили одноимённый административный центр. Ракка стала «столицей» т. н. Исламского государства (ИГ). Здесь исламисты установили свои законы, которые, согласно их пропаганде, были истинными законами шариата; жителям было запрещено покидать город. Это стало причиной активизации в сентябре 2014 г. военной операции международной антитеррористической коалиции против ИГИЛ в Ираке и Сирии.
Пятый этап (февраль – сентябрь 2015) отмечен масштабной эскалацией вооружённого противостояния в Сирии. В результате усиления поддержки антиправительственных сил со стороны Саудовской Аравии, Турции и Катара на севере Сирии появилось новое сводное формирование (до 20 тыс. человек) «Джейш аль-Фатх» (2015) из боевиков «Джабхат ан-Нусра», «Ахрар аш-Шам», «Лива аль-Джихади» (ныне «Лива аль-Мухаджирин валь-Ансар») и других экстремистских группировок. В марте – апреле 2015 г. это формирование захватило г. Идлиб и несколько важных населённых пунктов в провинции.
В этот же период на юге страны с формированиями ССА объединилось около 60 бандгрупп общей численностью до 18 тыс. боевиков. Новое объединение эффективно противодействовало правительственным войскам, захватило плацдарм и готовило наступление на Дамаск с юга.
Бандформирования ИГИЛ активизировали свои действия с целью захватить месторождения углеводородов Аш-Шаер и Джизель, а также авиабазу военно-воздушных сил (ВВС) Сирии Тияс (центральная часть провинции Хомс). Продолжались попытки прорыва обороны правительственных войск, удерживающих города Дейр-эз-Зор и Хасеке.
В июне 2015 г. командование правительственных сил для противодействия НВФ сосредоточило усилия на удержании оборонительных рубежей в провинциях Алеппо, Хама, Хомс, Дамаск, Деръа, Дейр-эз-Зор и Хасеке. В результате на севере и юге республики наступление боевиков было остановлено, начались позиционные бои. Однако планы сирийского руководства на перехват стратегической инициативы в ходе летней кампании не были реализованы.
К концу сентября 2015 г. правительственные войска перешли к обороне наиболее важных населённых пунктов и объектов инфраструктуры. В стране усилились дезинтеграционные процессы. Районы, подконтрольные национальным меньшинствам, вооружённой оппозиции и террористическим организациям, превратились в независимые от Дамаска анклавы. ИГИЛ контролировало 70 % территории Сирии. На протяжении года численность боевиков продолжала увеличиваться за счёт вербовки местного населения и притока иностранных граждан.
В этой ситуации в ряде стран региона прогнозировали падение власти Башара Асада и распад САР. Турция и Иордания прорабатывали возможность создания на приграничных сирийских территориях зон для размещения лагерей беженцев. Страна была на грани потери суверенитета и развала на несколько частей по этноконфессиональному признаку.
Антиправительственные силы готовили наступление на Дамаск, захват морского побережья и разгром правительственных войск в северных и южных провинциях (Алеппо, Идлиб, Деръа). Раздел страны грозил созданием государств, основанных на принципах радикального исламизма и международного терроризма.
К концу сентября 2015 г. преимущество в развитии общей военно-политической обстановки в Сирии было на стороне оппозиции и антиправительственных вооружённых формирований.
Шестой этап (30 сентября 2015 – апрель 2016) – вмешательство РФ в конфликт на стороне правительственных сил.
Главная цель специальной операции ВС РФ в САР заключалась в сохранении Сирии как союзника РФ, поражении основных террористических группировок за пределами России и воспрепятствовании активизации террористической деятельности на российской территории. Для достижения указанной цели план операции предусматривал: развёртывание группировки войск ВС РФ на территории САР (1-й этап); проведение воздушной наступательной операции по уничтожению критически важных объектов НВФ и разгрому их основных сил на севере страны с выходом к реке Евфрат (2-й этап); возврат под контроль правительственных сил северо-восточной и восточной частей территории Сирии, начало постконфликтного урегулирования и восстановления конституционного порядка на освобождённых территориях страны (3-й этап).
Помощь РФ в подготовке сирийских войск, управлении ими в ходе боевых действий и активная поддержка с воздуха остановили победное продвижение антиправительственных сил, окончательный разгром сирийской армии и свержение правительства Башара Асада. Развёртывание российской группировки войск и проведение правительственными силами при поддержке ВКС России масштабных наступательных действий переломили ситуацию.
Значительно изменил ситуацию в пользу правительственных сил проведённый в ноябре 2015 г. первый в истории ВС РФ массированный ракетный удар с применением высокоточного оружия (ВТО) большой дальности. В результате был значительно снижен боевой потенциал ИГИЛ и других радикальных джихадистских группировок террористического толка, подорвана их экономическая база. Антиправительственные силы начали терять инициативу, отказались от ведения широких наступательных действий и перешли к тактике удержания отдельных важных населённых пунктов и объектов. Комплекс мер командования группировкой войск ВС РФ в САР активизировал борьбу правительственных сил против НВФ в конце 2015 г. При непосредственном участии российских специалистов созданы воинские и добровольческие формирования, подготовленные к боевым действиям и оснащённые необходимым вооружением.
За короткое время боевой потенциал НВФ заметно снизился, появились предпосылки для стабилизации обстановки в стране и мирного урегулирования вооружённого конфликта. Страны Запада утратили инициативу в антисирийских действиях и вынужденно активизировали сотрудничество с РФ для поиска компромиссных политико-дипломатических решений по Сирии.
При посредничестве ООН 23 февраля 2016 г. возобновились межсирийские переговоры в Женеве, а на территории САР с 27 февраля был введён режим прекращения боевых действий (РПБД), способствовавший оказанию гуманитарной помощи пострадавшим. Воздушная операция в Сирии продолжалась 5 месяцев и 14 дней, российская авиация совершила более 7,2 тыс. вылетов с авиабазы «Хмеймим», уничтожив свыше 12,7 тыс. объектов боевиков.
14 марта 2016 г. президент РФ В. В. Путин приказал начать вывод основных сил РФ из Сирии с 15 марта. При этом в Сирии по-прежнему функционировали две российские базы – «Хмеймим» и «Тартус». Они продолжили мониторинг режима прекращения огня в координации с иностранными партнёрами.
К декабрю 2016 г. были освобождены города Пальмира (Тадмор) и Алеппо, расширены полосы безопасности вдоль основных транспортных магистралей между Дамаском и другими регионами страны. Освобождение Алеппо – одного из старейших городов мира и второго по величине и значению в Сирии – стало важнейшим событием этого этапа; проведена уникальная гуманитарная операция по выводу из города местного населения и сдавшихся боевиков с последующим досмотром городских кварталов. В этот период был сформирован Центр по примирению враждующих сторон на территории Сирии. За время его работы было подписано более 40 тыс. соглашений о присоединении населённых пунктов к РПБД, свыше 100 тыс. мирных жителей выведены из районов боевых действий и размещены в лагерях беженцев.
В декабре 2016 г. по инициативе России начался процесс формирования, помимо Женевы, новой площадки для мирных переговоров между конфликтующими сторонами с участием реально влияющих на ситуацию в Сирии сторон. В качестве такой площадки выбрана столица Казахстана – Астана. Странами-гарантами выступили Россия, Турция и Иран, наблюдателями – США и Иордания.
Однако на фоне общей активизации деятельности террористических организаций ИГИЛ, «Джабхат Фатх аш-Шам» и примкнувших к ним исламистов общая ситуация в САР оставалась напряжённой. Наиболее сложная обстановка сложилась в районах городов Дамаск, Хама, Деръа, Пальмира и Дейр-эз-Зор. Здесь группировки «непримиримых» во взаимодействии с НВФ т. н. умеренной оппозиции масштабными наступательными действиями пытались вытеснить правительственные силы с занимаемых позиций.
Этому способствовало восстановление боевого потенциала вооружённой оппозиции и бандформирований путём оказания существенной помощи из-за рубежа. Для объединения усилий всех антиправительственных сил при посредничестве Катара было урегулировано большинство разногласий между ними. Быстрому восстановлению численности бандгрупп поспособствовали действия сирийского правительства в рамках локальных примирений по вытеснению боевиков с семьями на неподконтрольные Дамаску территории. В результате на севере Сирии сосредоточился значительный по численности и хорошо мотивированный экстремистский потенциал. Западными странами он рассматривался как главная ударная сила, получавшая на постоянной основе помощь от Турции, Катара и Саудовской Аравии через открытые участки сирийско-турецкой границы. Выселение радикалов на неподконтрольную правительству территорию стимулировало их борьбу с использованием подпольной инфраструктуры и «спящих ячеек». Полевые командиры, выступившие за РПБД, дискредитировались в глазах местного населения и жёстко критиковались оппозицией за соглашательство с правительством САР, насильно выселявшим соплеменников из родных мест.
Серьёзно дестабилизировали ситуацию в САР применение отравляющих веществ 4 апреля 2017 г. в г. Хан-Шейхун (провинция Идлиб) и последовавший за этим 7 апреля ракетный удар Военно-морских сил США по сирийской военной базе в провинции Хомс. Запад бездоказательно обвинил Дамаск в применении химического оружия против собственного населения, а Вашингтон проигнорировал нормы международного права и провёл силовую акцию. Эти действия поддержали большинство западных стран и арабских государств Персидского залива.
Седьмой этап (апрель 2016 – декабрь 2017) характеризовался активными действиями по освобождению территории Сирии от НВФ. Формирования ССА и Турции несли потери от противостоящей им группировки ИГИЛ, действующей в районе Эль-Баб. Наступление курдских отрядов, входящих в состав коалиции «Силы демократической Сирии», несмотря на удары ВВС коалиции по г. Ракка, остановилось.
В районе г. Дейр-эз-Зор возникла угроза разгрома формирований сирийской правительственной армии. Выведенная из Алеппо группировка антиправительственных сил сохранила свой потенциал и была готова к боевым действиям по его захвату, а также к наступлению на г. Хомс и по другим направлениям. Активизировались действия боевиков в Восточной Гуте и Западном Каламуне, в южных провинциях планировалось объединение группировок «Хайат Тахрир аш-Шам» и ССА для совместных действий. Общая напряжённость обстановки потребовала решительных и активных действий правительственных сил по всем направлениям.
В мае – июле 2017 г. правительственные силы освободили значительную часть подконтрольной НВФ территории Сирии. ВКС РФ за этот период совершили более чем 2 тыс. боевых вылетов и нанесли свыше 5,5 тыс. ударов по объектам антиправительственных сил. На северо-востоке провинции Алеппо и в районе реки Евфрат боевики оставили 55 населённых пунктов. Реализация политических договорённостей сопровождалась устойчивым снижением количества нарушений РПБД на всей территории Сирии. За три недели июля их число уменьшилось в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом июня, общее число примирившихся населённых пунктов достигло 2043, а 228 отрядов вооружённой оппозиции присоединились к РПБД.
В августе – сентябре 2017 г. сирийские правительственные войска при поддержке ВКС РФ нанесли серьёзное поражение группировкам ИГИЛ на востоке и в центральной части Сирии. По данным СМИ, на площади 4,8 тыс. км2 было освобождено около 60 населённых пунктов. Ударами высокоточного оружия были уничтожены завод по ремонту бронетехники, склады вооружения, командные пункты, узлы связи и крупная база боевиков.
В начале сентября 2017 г. был освобождён стратегически важный г. Акербат, превращённый боевиками в мощный укреплённый район. Стянутые из Мосула, Ракки и других районов крупные силы боевиков ИГИЛ были окружены, расчленены и уничтожены по частям в ходе операции по ликвидации последнего оплота террористов на территории Сирии. В ноябре освобождён г. Дейр-эз-Зор, что позволило оказывать населению гуманитарную помощь.
При освобождении Акербата ежедневно уничтожалось 15–25 смертников с поясами шахидов и 4–5 «шахид-мобилей». Круглосуточные удары ВКС России по объектам ИГИЛ, интенсивность которых в решающие фазы наступления достигала 100 и более боевых вылетов в сутки, обеспечили взятие этого города, перекрыло пути снабжения и перегруппировок бандгрупп. В результате нанесения около 3 тыс. авиационных ударов было уничтожено более 80 единиц бронетехники, 200 автомобилей с установленными на них пулемётами, реактивными системами залпового огня, артиллерийскими и зенитными орудиями, а также свыше 1,2 тыс. боевиков.
Итоги специальной военной операции ВС РФ
ВС РФ с высокой результативностью продемонстрировали свои возможности в неблагоприятных условиях на удалённом театре военных действий за пределами национальной территории. Во взаимодействии с союзниками ограниченными силами ВС РФ смогли успешно решать поставленные задачи, а органы военного управления показали способность непрерывно руководить и координировать действия многонациональных группировок войск в составе регулярных и иррегулярных формирований.
В период 2015–2017 гг. в военных действиях наблюдалось относительное затишье. На 12 сентября 2017 г. сирийские правительственные войска при поддержке авиации ВКС ВС РФ освободили от боевиков ИГИЛ около 85 % территории страны. К концу 2017 г. ИГИЛ было разгромлено и большая часть территории Сирии перешла под контроль правительства.
Достигнутые успехи в специальной операции стали основанием для частичного сокращения контингента ВС РФ в САР. За время операции боевой опыт в Сирии получили почти 68,5 тыс. российских военнослужащих, в том числе 460 генералов, более 27 тыс. офицеров, более 40 тыс. солдат и сержантов. Опыт в Сирии получили 87 % экипажей оперативно-тактической авиации, 91 % – армейской авиации, 97 % – военно-транспортной авиации, 60 % – стратегической и дальней авиации.
Большинство участников награждены медалями Министерства обороны Российской Федерации «Участнику военной операции в Сирии», «За освобождение Пальмиры» и «За разминирование Пальмиры».