Анклав
Анкла́в (франц. enclave, от позднелат. inclavo – запирать на ключ), в международном праве территория одного государства или его части, со всех сторон окружённая территорией другого государства (государств). Анклавы, имеющие морское побережье и соответствующий выход к морю, нередко называют полуанклавами.
Государствами-анклавами являются, например, Республика Сан-Марино и Ватикан, окружённые территорией Италии; Королевство Лесото, окружённое территорией ЮАР; полуанклавами – Калининградская область РФ, окружённая территориями Литвы и Польши и омываемая водами Балтийского моря; Республика Гамбия, окружённая территорией Сенегала и омываемая водами Атлантического океана.
Распад СССР в 1991 г. породил образование многочисленных анклавов по обеим сторонам границы между Киргизией и Узбекистаном. Самый большой из них – узбекский анклав Сох, окружённый территорией Баткенской области Киргизии.
Проблемы небольших анклавов обычно решаются путём обмена территориями между государствами. В российской юридической доктрине и практике используются такие понятия, как «анклавные территории», «анклавное положение», «территории, анклавные для субъекта РФ».
Разновидностью анклавов можно считать т. н. внутриконтинентальные государства (landlocked states), не имеющие прямого выхода к морю (океану). В настоящее время в мире насчитывается около 44 таких государств (3 из них – Азербайджан, Казахстан и Туркмения – можно считать внутриконтинентальными с известной долей условности, имея в виду, что у них есть выход к Каспийскому морю). Из общего числа внутриконтинентальных государств 16 находятся в Африке, 14 – в Европе, 12 – в Азии, 2 – в Южной Америке. Некоторые государства потеряли выход к морю в результате своего распада. Таким крупнейшим по численности населения государством стала Эфиопия после отделения от неё Эритреи в 1993 г. (свыше 53 млн человек в 1993, свыше 114 млн человек в 2020). По площади самым большим внутриконтинентальным государством, не имеющим выхода к морю, является Монголия (если не считать Казахстана, имеющего выход к Каспийскому морю).
Внутриконтинентальные государства несут транспортные расходы в среднем на 50 % выше, чем другие страны.
Международное сообщество предпринимает меры с целью сгладить негативные экономические последствия, связанные с географическим положением внутриконтинентальных государств. Так, Конференцией ООН по вопросам торговли и развития (ЮНКТАД) были приняты 8 ключевых принципов, касающихся внутриконтинентальных государств. Принцип I устанавливает, что признание права каждого не имеющего выхода к морю государства на свободный доступ к морю существенно необходимо для расширения международной торговли и экономического развития. Принцип II предусматривает, что в территориальном море и внутренних водах суда, плавающие под флагом государства, не имеющего выхода к морю, пользуются такими же правами и тем же режимом, какими пользуются суда, плавающие под флагом морских государств, за исключением судов данного прибрежного государства. Например, согласно положениям Принципа IV, транзитные товары не должны облагаться таможенными пошлинами. Все другие принципы также направлены на содействие экономическому развитию внутриконтинентальных государств.
Согласно определению ЮНКТАД, 32 внутриконтинентальных государства имеют статус развивающихся (17 из них являются наименее развитыми странами).
Одним из основных международно-правовых актов, посвящённых внутриконтинентальным государствам, является Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств от 8 июля 1965 г., её участниками являются около 60 государств, включая Россию. В соответствии с Конвенцией (ст. 2 п. 1) транзитному движению и транспортным средствам внутриконтинентального государства должна быть обеспечена свобода транзита.
Согласно положениям Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. (ч. 7, раздел 1, ст. 90) и Конвенции об открытом море от 29 апреля 1958 г. (ст. 4), каждое государство, независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море. Например, Монголия является одним из государств, предоставляющих право плавания морским судам под её флагом. Кроме того, государства, расположенные между морем и государством, не имеющим морского берега, предоставляют последнему (на основе взаимности) свободный путь через свою территорию, а судам, плавающим под флагом этого государства, – доступ к морским портам и использованию этих портов.