Сёренсен Вилли
Сёренсен Ви́лли (Villy Sørensen) (13.1.1929, Фредериксберг – 16.12.2001, Копенгаген), датский писатель, философ.
Родился в семье машиниста поезда. В 1947–1951 гг. изучал скандинавскую филологию, философию, психологию в Копенгагенском университете (обучение не завершил). В 1952–1953 гг. учился во Фрайбургском университете. В студенческие годы увлекался идеями неомарксизма, философией С. Кьеркегора, психоанализом З. Фрейда и К. Г. Юнга. В 1959–1963 гг. вместе с К. Рифбьергом издавал и редактировал модернистский журнал Vindrosen («Роза ветров»).
Первая книга Сёренсена – сборник притчевых и ироничных новелл «Странные истории» («Sære historier», 1953) – отразила влияние Ф. Кафки. Главный герой новеллы «Сильван из Назарета» («Silvanus af Nazareth») – автор еретической книги о Иисусе Христе. Двойственная трактовка личности Мессии, который берёт на себя грехи человечества, но стремится избежать страданий, перекликается с противоречивыми внутренними побуждениями самого Сильвана. В «Тиграх» («Tigrene») повествуется о хищниках, которые чудесным образом появляются на кухнях и в подвалах датчан и держат их в страхе. Главному герою удаётся выманить и сдать тигров в зоопарк, но это приводит к общественному гневу: люди тоскуют по животным и, угрожая своему спасителю, вынуждают его покинуть город. Новелла «Просто мальчишеская шалость» («Blot en drengestreg»; экранизация Я. Хаструпа, 2015) построена на чёрном юморе: два мальчика случайно убивают третьего, когда пытаются отрезать ему пораненную на прогулке ногу и тем самым предотвратить заражение крови.
Намеченная в «Странных историях» тематика (трагизм человеческого бытия, экзистенциальные противоречия между духом и плотью, чувствами и разумом) нашла отражение в последующих произведениях Сёренсена. В сборнике новелл «Безвредные истории» («Ufarlige historier», 1955) гуманистические идеи облечены в форму ироничных и абсурдистских притч. Так, в новелле «Дуо» («Duo») главный герой, состоящий из двух сросшихся тел, олицетворяет дуалистическое начало. После проведённой операции по разделению Дуо, одна его часть выступает на всемирном конгрессе о проблеме правды, где вызывает всеобщее восхищение; вторая – ампутированная и отвергнутая обществом – совершает кражу и сбегает, оставив в груди рассказчика воткнутый нож. «Рождество солдата» («Soldatens juleaften», в русском переводе 1971 – «Приключения солдата в канун Рождества») – святочный рассказ, переосмысленный в модернистском ключе. Солдата, готового сбросить с самолёта бомбу, окружают ангелы и вынуждают подарить её Богу на Рождество Христово.
Для сборника прозы «Рассказы опекуна» («Formynderfortællinger», 1964) характерна сказовая манера повествования. Новелла «Птица в девичьем обличье» («Fuglen i jomfruham»), название которой отсылает к скандинавской народной балладе о деве-птице, построена как внутренний монолог с элементами потока сознания. В основе сюжета история детства и юности девушки, воспринимающей себя и окружающих как животных.
Поэтические и прозаические зарисовки под общим названием «Капризы погоды» («Vejrdage», 1980), лишённые, в отличие от ранних произведений, иронической тональности, содержат описания картин природы, мысли и ассоциации о лете 1979 г., а также размышления рассказчика о современном политическом и социальном устройстве.
В последнем сборнике прозы Сёренсена «55 пустяков» («55 bagateller», 2002) переосмыслены библейские, мифологические и средневековые сюжеты, в том числе о Синей Бороде, Ариадне, Ганимеде, царице Савской.
Первые философские труды Сёренсена относятся к началу 1960-х гг. В сборнике «Ни-ни: критические наблюдения» («Hverken-eller: kritiske betragtninger», 1961), отсылающем к сочинению С. Кьеркегора «Или – или», опровергается идея прогресса как цели развития общества.
В 1970-е гг. критиковал современный неомарксизм и радикализм. Дискуссии с младшими современниками, которым Сёренсен казался слишком умеренным, нашли отражение в сборнике эссе «С целью и без: размышления о морали» («Uden mål og med: moralske tanker», 1973; Литературная премия Северного совета, 1974) и в монографии «Сенека, гуманист при дворе Нерона» («Seneca, humanisten ved Neros hof», 1976). В них поднят вопрос: возможно ли быть одновременно интеллектуалом-стоиком, гуманистом и активным участником политических событий?
В философском манифесте «Центристский бунт» («Oprør fra midten», 1978), изданном в соавторстве с инженером-исследователем Нильсом Иваном Мейером (род. 1930) и политическим деятелем Кристеном Хельвегом Петерсеном (1909–1997), призывал к поиску срединного пути между моделями капитализма и социализма. По мысли Сёренсена, новое, идеальное государство должно строиться на демократическом самоуправлении, рабочей солидарности, экономическом равенстве и экологическом равновесии. Идеи манифеста вызвали резкую критику и вопросы в датских интеллектуальных кругах. Ответы на них те же авторы дали в трактате «Раскол вокруг бунта: снова о центре» («Røret om oprøret: mere om midten», 1982). Теме срединного пути также посвящены сборник эссе Сёренсена «Золотая середина и другие дискуссии 70-х» («Den gyldne middelvej og andre debatindlæg fra 70erne», 1979) и предисловие к его переводу «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского (1979).
В сборнике литературоведческих эссе «Писатели и демоны: интерпретация и критика» («Digtere og dæmoner: fortolkninger og vurderinger», 1959; Премия датских критиков, 1959) c позиций психоанализа К. Г. Юнга и социальной теории К. Маркса проанализировал творчество Х. К. Андерсена, С. Кьеркегора, Х. Кидде, Т. Манна. В культурологическом исследовании «Иисус и Христос» («Jesus og Kristus», 1992) рассмотрел Иисуса Христа как историческую личность и как мифологического персонажа.
Другие произведения: сборники прозы «Рагнарёк: сказания о богах» («Ragnarok: en gudefortælling», 1982, русский перевод 2021), «Восстание Аполлона: сказания о бессмертных» («Apollons oprør: de udødeliges historie», 1989), в которых переосмыслены европейские мифы; монографии «Ницше» («Nietzsche», 1963), «Сочинения Кафки» («Kafkas digtning», 1968), «Шопенгауэр» («Schopenhauer», 1969).
Член Датской академии (1965), почётный доктор Копенгагенского университета (1979).
Премии Датской академии (1962), Хольгера Драхмана (1968), Амалиенборга (1977).