Шпальдинг Иоганн Иоахим
Шпа́льдинг Иога́нн Иоахи́м (Johann Joachim Spalding) (1.11.1714, Трибзес, Шведская Померания, ныне земля Мекленбург-Передняя Померания – 22.5.1804, Шарлоттенбург, Берлин), немецкий философ и лютеранский теолог эпохи Просвещения, один из наиболее выдающихся представителей теологии Просвещения (Aufklärungstheologie), представитель умеренного направления неологии. Высоко ценился современниками как за свои философские и теологические сочинения, так и за личные качества.
Биография
Родился в семье глубоко верующих лютеран. Его мать (в девичестве Лемент) была дочерью пастора. Отец, Иоахим Георг Шпальдинг (1681–1748), с 1709 г. был директором школы, стал сначала дьяконом (1725), затем пастором (1728) приходской общины в Трибзесе.
C 1731 по 1733 гг. Шпальдинг изучает теологию в университете Ростока, где в то время царили аристотелико-схоластический дух и ортодоксальность. Здесь Шпальдинг проникается отвращением к пиетизму. С 1733 г. ситуация в университете начинает меняться в связи с появлением новых профессоров (И. Б. Бильфингера, И. Г. Ганца). Однако в это время Шпальдингу приходится прекратить обучение и покинуть Росток. В 1734 г. переезжает в Грайфсвальд, где возобновляет обучение и знакомится с профессором П. Альвардтом, последователем философии А. Рюдигера. Это знакомство оказало большое влияние на последующее творческое становление Шпальдинга, зародив в нём интерес к философии Х. фон Вольфа. В 1736 г. Шпальдинг возвращается в Росток, где защищает диссертацию, посвящённую разбору вольфианской онтологии (Bigae quaestionum metaphysicarum), после чего тщетно ищет возможность устроиться на постоянное место работы, что вынуждает его подрабатывать домашним учителем и помогать отцу в церковном служении. В начале 1740-х гг. Шпальдинг изучает английский. Одним из первых авторов, с которым он знакомится на языке оригинала, становится Э. Шефтсбери, оказавший на него в дальнейшем сильное влияние. В период с 1745 по 1756 гг. Шпальдинг активно занимается переводческой деятельностью. Благодаря Шпальдингу немецкому читателю стали доступны труды таких философов, как Э. Шефтсбери, С. Ле Кларк, Дж. Фостер, Ф. Гастрелл и др.
В 1745 г. Шпальдинг замещает должность секретаря шведской миссии и переезжает в Берлин, где знакомится с широко известным проповедником и лютеранским теологом А. Ф. Заком, оказавшим на Шпальдинга большое влияние. В 1748 г. в Грайфсвальде выходит в свет первое значимое сочинение Шпальдинга «Размышление о предназначении человека», впоследствии ставшее программным не только для творчества самого мыслителя, но и для всего немецкого Просвещения. Работа быстро снискала популярность и многократно переиздавалась, дополняясь новыми разделами и расширяясь. Первоначально работа издавалась анонимно и лишь с седьмого издания (1763) стала выходить с указанием авторства Шпальдинга.
В 1749 г. Шпальдинг получает постоянное место пастора в деревне Лассан (Мекленбург-Передняя Померания). В 1757 г. он переезжает в Барт. В 1764 г. его назначают суперинтендантом и членом высшей консистории в Берлине. Он выполняет также пасторские обязанности в церкви Св. Николая (Nikolaikirche) и Св. Марии (Marienkirche) в Берлине, становится духовником императрицы Елизаветы Кристины Брауншвейгской, супруги Фридриха Великого. В период с 1764 по 1788 гг. Шпальдинг пользуется значительным влиянием в обществе, не в последнюю очередь благодаря занимаемому им положению. В это же время окончательно формируются его собственные философско-теологические взгляды. Этот период оказывается наиболее продуктивным. В свет выходят ряд наиболее значимых его работ: «О пользе службы проповедника и её поощрении» (Ueber die Nutzbarkeit des Predigtamtes und deren Beförderung. Berlin, 1772), «Доверительные письма по поводу религии» (Vertraute Briefe, die Religion betreffend. Breslau, 1784), отдельные издания и сборники его проповедей, посвящённые религиозной проблематике, продолжает переиздаваться пользующееся огромной популярностью сочинение «Размышление о предназначении человека», с 1763 г. выходящее под сокращённым названием – «Предназначение человека» (Bestimmung des Menschen). Во многом творческий подъём и карьерное продвижение Шпальдинга были связаны с личностью императора Фридриха II, который придерживался либеральных взглядов и ориентировался в своей религиозной политике на тенденции Просвещения. После прихода к власти Фридриха Вильгельма II (1744–1797), придерживающегося более консервативных взглядов, ситуация для Шпальдинга кардинально меняется не в лучшую сторону. После обнародования 9 июля 1788 г. эдикта Вёльнера, направленного на борьбу с просвещенческими настроениями в сфере религии, Шпальдинг вынужден уйти с поста суперинтенданта. Он также складывает с себя пасторские обязанности, однако остаётся членом консистории вплоть до 1791 г. В это время Шпальдинг окончательно отходит от дел и ведёт уединённый образ жизни. В 1797 г. в свет выходит последняя его значимая работа – «Религия, дело человека» (Religion, eine Angelegenheit des Menschen. Leipzig, 1797), переиздававшаяся при жизни автора дважды. Эта работа снискала высокую оценку современников и оказала значительное влияние на Ф. Шлейермахера. Шпальдинг умер в Шарлоттенбурге от старости. Его останки захоронены на кладбище Святой Марии и Святого Николая в Берлине (St. Marien- und St. Nikolai-Friedhof).
Философско-теологические взгляды
Основные взгляды Шпальдинга нашли своё отражение уже в его ранней работе – «Размышление о предназначении человека» (Die Betrachtung über die Bestimmung des Menschen, 1748). Человек сотворён Богом как существо, наделённое благими моральными задатками, проявляющимися в стремлении к добродетели. Именно они отличают человека от других живых существ и являются индикаторами того, что человек призван прежде всего к нравственному возрастанию. Другим основополагающим стремлением человеческой природы, также заложенным Богом, становится стремление к счастью, которое должно достигаться в объединении с добродетельностью. Надежда на обретение такого счастья поддерживает человека и помогает ему нравственно совершенствоваться. Важную роль в этом играет религия, сущность которой сводится Шпальдингом к моральной составляющей, тогда как догматический компонент признаётся несущественным для спасения, а следовательно, второстепенным. Такой взгляд на религию и природу человека был присущ философии Шпальдинга на протяжении всего его творческого пути, вплоть до последней работы «Религия, дело человека» (Religion, eine Angelegenheit des Menschen, 1797). Творчество Шпальдинга ознаменовало переход от характерной для лютеранской ортодоксии пессимистической антропологии, подчёркивавшей испорченность человеческой природы первородным грехом, к оптимистической антропологии Просвещения, в соответствии с которой природа человека рассматривалась как наделённая благими задатками. Важное место в творчестве Шпальдинга занимала полемика с радикальными течениями пиетизма и мечтательностью в религии.
Шпальдинг оказал существенное влияние на представления о деятельности священнослужителей, бытовавшие не только в среде теологов, но и в художественной литературе. Он призывал к изменению подхода к пастырской деятельности, в первую очередь к составлению проповедей, основой которых должно стать не разъяснение догматических положений, мало понятных необразованным прихожанам и не имеющих значения для спасения их душ, а рекомендации нравственного характера. Представленный им в работе «О пользе службы проповедников и её поощрении» (Ueber die Nutzbarkeit des Predigtamtes und deren Beförderung, 1772) образ священнослужителя стал основой для художественного образа пасторов в литературных произведениях не только 2-й половины 18 в., но и в 19 в. В среде теологов идеи Шпальдинга натолкнулись на серьёзную критику, однако также оказали некоторое влияние на составление трудов по гомилетике того времени.
Взгляды Шпальдинга на природу человека и сущность религии оказали значительное влияние на И. Канта, Ф. Шлейермахера, И. Г. Гердера и других его современников.