Неология
Неоло́гия (от греч. νέος – новый и λόγος – учение), влиятельное философско-теологическое направление эпохи Просвещения в Германии. Название «неология» является самоназванием представителей этого направления, называвших себя неологами. Также можно встретить и другое наименование представителей этого направления – неологисты, носящее пренебрежительный оттенок и использовавшееся их идейными противниками. Неология зарождается ещё в середине 18 в., но достигает своего расцвета лишь в 1770–1780 гг., после чего постепенно начинает сходить на нет. Среди представителей этого направления И. С. Землер, А. Ф. В. Зак, И. И. Шпальдинг, И. Ф. В. Иерузалем, И. Г. Тёлльнер, И. А. Эрнести, Ф. Г. Людке, К. Ф. Геллерт и др. Наиболее известный из них – И. И. Шпальдинг, которого современники именовали «патриархом» и сочинения которого могут рассматриваться в качестве программных для этого направления мысли.
Основные идеи неологов
Название «неология», дословно переводимое с древнегреческого как «новое учение», полностью отражает основную направленность этого течения мысли. Все её представители в равной степени видели свою задачу в создании некоего нового религиозного учения, которое соответствовало бы духу времени. В то же время «новизна» этого учения понималась в лютеранском ключе как возврат к исходным основаниям христианского вероучения. Таким образом, свое призвание неологи видели по сути в очищении христианской веры от заблуждений и необоснованных догматических положений. Эта направленность в целом созвучна общей просветительской настроенности, что послужило причиной быстрого роста популярности идей неологов в эпоху позднего Просвещения в Германии. Неология относится к наиболее влиятельным направлениям немецкой просветительской теологии (Aufklärungstheologie) и нередко с ней отождествляется.
Моральная ценность религии
Для всех неологов была характерна убеждённость в исключительной важности религии для человека и его жизни. Но в противоположность схоластической традиции, придающей большое значение познанию теоретических истин о Боге, неологи подчёркивали чисто практическую полезность религиозной веры, заключающуюся в укреплении и поддержании нравственной настроенности верующего. По их мнению, подлинное религиозное чувство, создавая образ всемогущего и всевидящего Бога, придаёт моральным предписаниям действенную силу. Кроме того, именно благодаря вере в Бога и бессмертие души человек обретает надежду при условии добродетельного поведения обрести блаженство в загробном мире, что придаёт существованию человека высший смысл, помогая ему проходить сквозь череду земных страданий и препятствий.
Естественная религия и христианство
Подчеркивание моральной стороны религии в качестве её сущностного компонента приводило неологов к утверждению, что между христианством и естественной религией нет непроходимой границы. В этом неологи усматривали основу для примирения христиан и деистов между собой. Все положения естественной религии представляют собой составную часть христианского вероучения в силу чего ни у христиан нет основания пренебрежительно относиться к деистам и считать их вероотступниками, равно как и у деистов нет основания критиковать христианство, имеющее единую общую основу с деизмом. Тем не менее для большинства неологов было характерно проведение различий между христианством и естественной религией. Ввиду признания большинством неологов целого ряда традиционных для христианства догматических положений, по природе своей признающихся недоступными постижению разумом, христианство рассматривалось как несводимое к естественной религии. Однако в наиболее радикальном варианте, представленном Г. С. Реймарусом, подлинное христианство отождествляется с естественной религией, что достигается путем противопоставления исконного учения Иисуса Христа, представлявшего собой естественную религию, и церковного догматического вероучения, восходящего к апостолам и не имеющего к учению Христа прямого отношения.
Отношение к Священному Писанию
Отношение неологов к Священному Писанию варьировалось. Можно выделить более радикальные и менее радикальные позиции. В целом все неологи не подвергали сомнению возможность и значимость Божественного Откровения. Однако они расходились в отношении того, насколько Священное Писание отражает вечные и универсальные истины Божественного Откровения. Для наиболее умеренных было свойственно не подвергать сомнению богодухновенный статус Священного Писания, которое становилось для них источником познания истины и расценивалось в качестве критерия проверки истинности положений веры, аутентичности частных откровений и религиозного опыта отдельных индивидов.
Более радикально настроенные неологи выделяли в Священном Писании различные виды истин: истины вечные и неизменные и истины случайные, исторически и культурно обусловленные. Первые признавались универсальными, абсолютно необходимыми для спасения. К таким относились только те истины, которые имели значение для моральности человека. Вторые не воспринимались как необходимые для спасения и в строгом смысле обязательные. В смешении этих двух видов истин неологи видели большую опасность для христианства, полагая, что именно в этом кроется причина развития яростной критики христианской веры и в конечном итоге приводит к развитию атеизма. Церковь приписывает самим по себе случайным и исторически обусловленным истинам статус вечных и неизменных, что вызывает обоснованные сомнения у думающих людей, стремящихся разобраться в основах своей веры. Не находя ответов на свои вопросы, они приходят к отрицанию истинности этих по сути своей второстепенных положений, а следом за этим отрицается и всё здание религии. Чёткое разделение основного и второстепенного служило, таким образом, средством очищения христианства от заблуждений и должно было обезопасить его от внешней критики. Именно в рамках этого направления неологии активное развитие получили методы исторической критики Священного Писания.
Наиболее радикальную позицию занимал Г. С. Реймарус, полностью отрицавший богодухновенность Священного Писания и воспринимавший его как искусственный конструкт иудейских жрецов (в случае Ветхого Завета) и апостолов (в случае Нового Завета) с целью утверждения духовной власти над населением. Результатом этого стало резкое противопоставление исконного подлинного учения Христа, которое было исключительно моральным и являло собой естественную религию, и последующего учения апостолов, извративших подлинное учение своего учителя в своих корыстных целях. Именно учение апостолов и стало основанием церковного вероучения, которое подвергается Реймарусом жёсткой критике.
Отношение к церковной догматике
Как и в случае с отношением к Священному Писанию, в отношении к церковной догматике в неологии выделяется более умеренное и менее умеренное направление. Для представителей более умеренного направления, наиболее известным из которых является И. И. Шпальдинг, было характерно признание большей части традиционных догматических положений лютеранства, в том числе и тех, которые недоступны разумному постижению. Это относилось к таким положениям, как богочеловеческая природа Христа, догмат о Троице, догмат об оправдании и др. Такого рода положения, хотя и признавались недоступными для разумного постижения ввиду ограниченности человеческого разума, признавались истинными. Однако для неологов в целом было характерно отрицание непосредственной связи большей части догматических положений с моральностью верующих, в силу чего они признавались в строгом смысле необязательными для постижения и усвоения. Считалось, что незнание этих догматов не оказывает никакого влияния на нравственность индивидов, а ввиду их сложности для большинства верующих, в общей массе своей неграмотных, неологи призывали исключить их из программ приходской катехизации и проповедей. Эти положения должны были оставаться в ведении профессиональных теологов, в обязанности которых входило их дальнейшее прояснение.
Принципиальной критике подвергались лишь два аспекта лютеранского вероучения – учение о предопределении и учение о первородном грехе. Оба эти учения в современной неологам радикальной интерпретации признавались ложными, т. к. при буквальном их прочтении подрывали внутреннюю мотивацию верующих к нравственному возрастанию. Учение о двойном предопределении – к спасению или осуждению – давало возможность утверждать, что посмертная участь человека была предрешена независимо от совершаемых им поступков, что делало бессмысленным стремление к добродетельному поведению. В соответствии с учением о первородном грехе в прочтении лютеранской ортодоксии природа человека признавалась полностью и необратимо испорченной. Все его природные задатки оказывались задатками ко злу, а спасение было возможно лишь по вере, а не по конкретным совершаемым благим делам, что по сути снимало с человека ответственность за совершаемые им неблаговидные поступки. Оба эти положения подвергались у неологов серьёзной критике, хотя умеренно настроенные неологи полностью их не отрицали. Скорее неологи были склонны признавать ложной имеющуюся интерпретацию и призывали теологов к их более глубокой проработке, что должно было увенчаться продвижением в их понимании. В противоположность лютеранским ортодоксам сами неологи подчёркивали значимость моральных поступков, полагая их одним из критериев подлинности веры индивида. Также для неологов был характерен антропологический оптимизм. В противоположность лютеранским ортодоксам неологи были убеждены в наличии у человека даже после грехопадения благих задатков, вложенных самим Богом и дающих человеку возможность поступать добродетельно. Наиболее радикальную позицию занимал Г. С. Реймарус, признававший истинность только положений естественной религии и отрицавший все сверхразумные христианские догматы.
Влияние
Неология оказала существенное влияние на последующее развитие теологии. На базе высказанных неологами идей в 19 в. в Йене зародилось движение либеральной теологии, ответом на которую во многом стала немецкая диалектическая теология, появившаяся в начале 20 в. В рамках неологии сформировались методы исторической критики, используемые сегодня в библеистике. Долгое время этот подход к Священному Писанию развивался в рамках лишь протестантской традиции, однако в середине 20 в. был официально признан также и Римско-католической церковью. Кроме того, взгляды неологов оказали значительное влияние на философов позднего немецкого Просвещения, в том числе и на формирование философии религии И. Канта и его проект моральной религии разума, что, в свою очередь, оказывает влияние на современные теологию и философию религии.