КрыштопЛюдмилаЭдуардовна

Всего статей: 24
«Религия в пределах только разума» и Л. Н. Толстой
«Религия в пределах только разума» и Л. Н. Толстой. Сочинение И. Канта «Религия в пределах только разума» содержало ряд далеко не ортодоксальных взглядов на природу церкви, религии вообще и христианства в частности, критику иудаизма, вызывающее для того времени философское толкование некоторых основополагающих для христианства догматов и понятий (богочеловечества Христа, первородного греха, греха, вины, чудес и др.). Это стало причиной преимущественно негативного восприятия кантовской мысли даже в весьма либерально настроенных кругах протестантской Германии. В православной России И. Кант и вовсе прослыл атеистом, врагом человечества, подрывающим основы морали и религии, что в корне противоречило устремлениям самого Канта. Единственным исключением стал великий русский писатель Л. Н. Толстой, который удивительно глубоко проник в замысел философа. Причиной этому стала близость его собственных взглядов кантовским.
Идеи, Концепции, учения, методы исследования
Кант и проблемы цензуры
Кант и проблемы цензуры. В Пруссии публикация кантовской работы «Религия в пределах только разума» вызвала сильное недовольство со стороны реакционно настроенных государственных властей. В конце концов разгоревшийся конфликт закончился изданием 1 октября 1794 г. королевского ордонанса, запрещавшего И. Канту открыто высказываться по вопросам религии. Этому запрету Кант беспрекословно подчинялся, хотя и считал такого рода меры в корне неверными. В 1780–1790-х гг. Кант неоднократно выражал свои соображения о неоправданности запретов в адрес учёных-богословов и философов публично высказывать свои мысли по вопросам религии в различных своих печатных работах и лекциях. Эта ситуация послужила основанием для создания трактата Канта «Спор факультетов», посвящённого рассмотрению сферы компетенции различных наук и их взаимодействия между собой и с государственными властями. Значительное внимание в этой работе уделялось вопросам академической свободы и необходимости давать учёным (и, прежде всего, философам) открыто высказывать свои мнения и свои предложения по улучшению различных сфер жизнедеятельности государства и общества (в том числе религии), что, по мнению Канта, не просто не принесло бы вреда обществу, но, напротив, способствовало как можно бо́льшему его просвещению и прогрессивному развитию. Это сочинение вышло в свет в 1798 г., после смерти Фридриха Вильгельма II.
Идеи, Концепции, учения, методы исследования
1
2
3