Шмидт-Иссерштедт Ханс
Шмидт-И́ссерштедт Ханс (Hans Schmidt-Isserstedt; настоящая фамилия Шмидт) (5.5.1900, Берлин – 28.5.1973, Хольм, земля Шлезвиг-Гольштейн), немецкий дирижёр.
Двойную фамилию составил из фамилий отца (пивовара Пауля Шмидта) и матери (Терезы Иссерштедт). В 1920–1923 гг. учился в берлинской Высшей музыкальной школе (класс композиции Ф. Шрекера). В 1923 г. в Мюнстерском университете защитил музыковедческую диссертацию «Влияние итальянцев на инструментовку юношеских опер Моцарта» (нем. «Die Einflüsse der Italiener auf die Instrumentation der Mozartschen Jugendoper»).
Работал музыкальным руководителем в провинциальных немецких театрах: в 1923–1928 гг. – в Вуппертале, в 1928–1931 гг. – в Ростоке, в 1931–1933 гг. – в Дармштадте. В 1935–1942 гг. дирижёр Гамбургской государственной оперы. В 1943–1945 гг. директор Немецкой оперы в Берлине. При том что Х. Шмидт-Иссерштедт даже не был членом NSDAP, в 1944 г. он попал в список наиболее значительных артистов Третьего рейха (т. н. Gottbegnadeten-Liste) и благодаря этому избежал мобилизации на фронт.
В 1945 г. в Гамбурге при поддержке британской (оккупационной) военной администрации основал Симфонический оркестр Северогерманского радио, возглавлял его до 1971 г. Взяв на себя руководство, Х. Шмидт-Иссерштедт быстро вывел оркестр за рамки институции, обслуживающей радиопередачи, и превратил его в один из лучших симфонических оркестров ФРГ. С успехом гастролировал в Германии (с 1949), Франции (с 1950), Великобритании и Ирландии (с 1951), СССР (Москва и Ленинград, 1961), США (1963, 1969) и других странах мира, осуществлял аудиозаписи, включал в программы музыку современных композиторов, в том числе впервые исполнил произведения Г. фон Эйнема [кантата «Stundenlied» на стихи Б. Брехта, в которых по часам (нем. Stunden) расписан последний день земной жизни Иисуса Христа], К. А. Хартмана (Симфония № 7), А. Жоливе (Симфония № 2; все – 1959).
Внёс значительный вклад в музыкальную культуру Швеции: с 1942 по 1969 гг. выступал со Стокгольмским филармоническим оркестром, был его главным дирижёром в 1955–1964 гг., существенно расширил репертуар, часто исполнял сочинения шведских композиторов: Ф. Бервальда, Х. Альвена, К. Аттерберга, Х. Розенберга, Л.-Э. Ларссона, К. Б. Блумдаля и др.
Дирижировал многими известными оркестрами: Берлинским филармоническим, Венским филармоническим, Лондонским симфоническим, Филадельфийским (в 1961 дал с этим оркестром концерт в нью-йоркском Карнеги-холле), Симфоническим оркестром BBC и др. После войны работал преимущественно как симфонический дирижёр, но иногда дирижировал операми: на Глайндборнском фестивале («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, 1958), в театре «Ковент-Гарден» («Тристан и Изольда» Р. Вагнера, 1962), Баварской государственной опере и др.
В репертуаре Х. Шмидта-Иссерштедта преобладала музыка венской классической школы и австро-немецких романтиков (Л. ван Бетховен, В. А. Моцарт, Й. Гайдн, Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Р. Шуман, И. Брамс, А. Брукнер). Из музыки 20 в. чаще других исполнял сочинения И. Ф. Стравинского «досерийного» периода (музыка балетов «Петрушка», «Жар-птица» и «Весна священная», «Симфония в трёх движениях», «Симфония псалмов», скрипичный концерт, «Царь Эдип»), а также Б. Бартока, Б. Блахера, К. Орфа, В. Фортнера, Х. В. Хенце, П. Хиндемита, Р. Штрауса.
В «имперский» период записывал как серьёзный, так и лёгкий репертуар (песни Л. Ардити с Э. Зак, мелодии из оперетт Ф. фон Зуппе, популярная «Колыбельная» А. Ярнефельта и т. п.). Среди значительных послевоенных записей: все симфонии, увертюры и фортепианные концерты Л. ван Бетховена (пианист В. Бакхауз, Венский филармонический оркестр; все – на лейбле Decca), две симфонии – «Серьёзная» и «Странная» – Ф. Бервальда (со Стокгольмским филармоническом оркестром; на лейбле Nonesuch). В начале 21 в. фирма EMI опубликовала на нескольких CD записи дирижёра из архива Северогерманского радио, в том числе всех симфоний И. Брамса и трёх поздних (№ 4, № 5 и № 6) симфоний П. И. Чайковского.
Автор оперы «Hassan gewinnt» (Росток, 1928), оркестровых пьес, музыки к драматическим спектаклям, камерных инструментальных ансамблей.
Командор шведского ордена Вазы (1964). Почётный член Шведской академии искусств.
Сын – Э. Смит.