Сербия. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Се́рбии, художественная культура Сербии с древнейших времён до современной эпохи.
Искусство от первобытной эпохи до Ранних Средних веков
К древнейшим памятникам искусства, найденным на территории современной Сербии, относятся уникальные каменные антропо- и зооморфные статуэтки из поселения позднего мезолита – раннего неолита Лепенски-Вир. Начиная с неолита бытовали орнаментированная, в том числе расписная, керамика, глиняная пластика; с бронзового века – украшения, орнаментированные оружие и орудия. Культура этого периода связана с эгейским миром, но сохраняла местные традиции: среди находок в Омолице, Панчево, Корбово – низкие широкогорлые сосуды из глины, украшенные каннелюрами и лёгкой гравировкой в виде полос, зигзагов и спиралей; «Кличевацкий идол» и вотивная колесница из Дупляя (оба – около 1500–1200 до н. э., Национальный музей, Белград). К середине 1-го тыс. до н. э. относятся находки в Нови-Пазаре, Мрамораце и Умчари: городища иллирийцев, в погребениях которых сохранились многочисленные ювелирные украшения (широкие серебряные пояса с чеканными сетчатыми узорами, золотые и серебряные браслеты, завершающиеся головами змеи, фибулы с привесками на цепочках или звездчатыми узорами и головами животных, греческие вазы архаического и классического стилей; см. также Гальштат). Отмечаются связи с культурой фракийцев; с 5–4 вв. до н. э. – с греко-македонским и эллинистическим искусством, культурой кельтов (см. также Латен).
С 3 в. до н. э. (эпоха римского завоевания) на территории Сербии возводились укреплённые поселения и крепости, прямоугольные в плане, с регулярной сеткой улиц [Сингидун (Сингидунум), ныне Белград; Сирмий, ныне Сремска-Митровица; Наисс, ныне Ниш, и др.], дворец императора Галерия в Феликс-Ромулиане (конец 3 – начало 4 вв. н. э.; включён в список Всемирного наследия). От этого времени сохранились бронзовая скульптура (портрет Марка Ульпия Траяна Старшего из Кастола, конец 1 в. н. э.; статуя Юпитера из Табановичей близ Шабца, 2 в. н. э.; «Сидящий Геракл» из Тамнича близ Неготина, 1-я половина 3 в. н. э.; портрет императора Константина I Великого из Ниша, 4 в., и др.; все – Национальный музей, Белград), мозаики, надгробные стелы и произведения глиптики, ювелирного искусства. С усилением власти Византии (5–6 вв.) строительство укреплённых поселений было продолжено: Царичин-Град близ Лебане идентифицирован с поселением Юстиниана Прима, основанным в 535 г. императором Юстинианом I, на его акрополе – епископские палаты, трёхапсидная церковь с атриумом и баптистерием и другие постройки. Ряд памятников прикладного искусства эпохи Великого переселения народов связан с германцами и к 7 в. ставшими основным населением региона славянами, с аварами.
Искусство Средних веков
После принятия славянами христианства развивалась культовая архитектура: церковь Святого Петра в Расе близ Нови-Пазара (9 или 10 в.) – центрическое здание с куполом на четырёх мощных столбах. Пример фортификационных сооружений этого времени – укрепления г. Рас (Стари-Рас; 1091; ключевые памятники – конец 12–13 вв.; включены в список Всемирного наследия).
Традиционно выделяют три школы средневековой сербской архитектуры, которые соответствуют трём этапам её развития: рашская (2-я половина 12 – конец 13 вв.), сербо-византийская (конец 13 – 2-я половина 14 вв.) и моравская (конец 14 в. – 1459). Главным толчком для развития зодчества первого этапа явилось образование около 1168 г. независимого Сербского государства. По заказу Стефана Неманя были построены церкви Святого Николая в Куршумлии (1160-е гг.), Святого Георгия близ Нови-Пазара (1170–1171), а также Успения Богородицы в Студеницком монастыре (1186–1196; однонефное здание с куполом на многогранном барабане, алтарём с тремя апсидами, двумя прямоугольными певницами с севера и юга и двумя нартексами, значительно удлиняющими западный компартимент, мраморной облицовкой и декоративными элементами романского стиля; монастырь включён в список Всемирного наследия). Этот храм определил господствующий тип последующего церковного строительства: церкви Вознесения Господня в монастырях Жича (до 1212) и Милешево (между 1222 и 1228), Троицы в монастыре Сопочаны (около 1260 или около 1265; включён в список Всемирного наследия), Успения Богородицы в монастыре Морача (1251–1252; ныне в Черногории), Святого Ахиллия в Ариле (около 1295). Церковь Благовещения монастыря Градац (2-я половина 13 в.) возведена западноевропейскими мастерами: готическое влияние проявилось в стрельчатых силуэтах портала и окон-бифориев. В правление Стефана Уроша II (Милутина), после захвата Сербией территорий с греческим населением и установления тесных связей с константинопольским двором, усилилось византийское влияние на сербское искусство. Так, строители церкви Успения в монастыре Грачаница (1321; включён в список Всемирного наследия) были связаны с салоникской архитектурной школой. Ей стилистически близки церкви Богородицы Левишка в Призрене (1306–1307; включена в список Всемирного наследия) и Святых Иоакима и Анны в Студеницком монастыре (1314; т. н. Королевская церковь). Церковь Христа Пантократора в монастыре Дечаны (1327–1335, архитектор Вит Трифунов из Котора; монастырь включён в список Всемирного наследия) демонстрирует наложение романских и готических черт на византийскую основу (обширный нартекс, удлиняющий пространство по оси запад – восток, роднит церковь с памятниками рашской школы, тогда как внутреннее пространство представляет собой крестово-купольную систему). Завершающий этап развития средневековой архитектуры Сербии представлен группой памятников в бассейне реки Морава, куда был перенесён центр государства Хребеляновичей: церкви Вознесения в монастыре Раваница (1375–1377), Святого Стефана (Лазарица) в Крушеваце (1377 или 1378 – 1380), Успения Богородицы в монастыре Любостыня (конец 14 в.), Троицы в Ресаве (1406/1407 – 1418), Введения Богородицы во храм в Калениче (1407–1413). Их отличают план в виде триконха, заимствованный, вероятно, на Афоне, и плоскорельефный декор византийского происхождения.
Росписи церкви Богородицы в Студеницком монастыре (1208–1209) явились образцом для сербских художников 13 в. Во фресках собора Вознесения в Жиче (1220–1221, сохранились частично) заметно влияние позднекомниновского искусства, однако преобладает монументальный стиль, сложившийся в живописи Сербии начала 13 в.: ясные, легко обозримые композиции и чёткий рисунок крупных, гармонично сложённых фигур. В росписях монастыря Милешево (до 1228, выполнены греческими мастерами) монументальность фигур, их идеальные пропорции, мягкие, широкие драпировки, светлые тона и гармоничные лики с ярким румянцем восходят к идеалам античной эпохи; в нартексе представлен групповой портрет Неманичей. Росписи церкви Успения Богородицы в Мораче (1251–1252) и Святых Апостолов в комплексе Патриархии в г. Печ (1260; комплекс включён в список Всемирного наследия) отличаются объёмной трактовкой фигур, статуарностью поз и пространственной трактовкой композиций. Для фресок церкви Троицы в монастыре Сопочаны (между 1263 и 1268) также характерны пространственность композиционного решения и античная архитектура фонов; в фигурах апостолов и святых воинов подчёркнута тяжеловесная статуарность. Во всех трёх циклах золотой фон фресок расчерчен на квадраты, имитирующие кубики смальты. Этот стиль повлиял на живопись последней четверти 13 в.: фрески церкви Благовещения в Градаце (1275), капеллы короля Драгутина в Расе (1282–1283), церкви Святого Ахиллия в Ариле (1296; созданы мастерами из г. Салоники). 1-я треть 14 в. отмечена влиянием палеологовского стиля: росписи церквей Святых Иоакима и Анны в монастыре Студеница (1313–1314) и Вознесения в монастыре Жича (около 1315; «Поклонение жертве» в алтаре, фигуры святых в восточной части церкви, фрагмент «Вознесения» в куполе), кафоликона монастыря Хиландар на Афоне (1320–1321), а также выполненные мастерами из г. Салоники Михаилом Астрапом (Астрапасом) и Евтихием фрески церквей Богородицы Левишка в Призрене (1307–1313), Святого Георгия в Старо-Нагоричане (1316–1318), Святого Никиты близ Скопье (около 1320; обе – ныне в Северной Македонии); манеру письма этих двух мастеров отличают аккуратная, подчёркивающая объёмы моделировка фигур, сложные архитектурные фоны и стилизованные пейзажи. Астрапу также принадлежит уникальная по иконографии композиция в церкви Успения монастыря Грачаница – «Лоза Неманичей» (1320–1321), иллюстрирующая божественное происхождение власти короля Стефана Уроша II (Милутина). В начале 14 в. заказчиками произведений искусства становились не только члены правящей семьи, но и придворные и клирики: казначей Йован Драгослав возвёл церковь Богородицы Одигитрии в Мушутиште (около 1315; взорвана в 1999), по заказу местного епископа была поновлена церковь Святого Петра в Биело-Поле (1320; ныне в Черногории), архиепископ Данило II заказал строительство и оформление росписями церкви Одигитрии и общего экзонартекса трёх церквей в г. Печ (около 1330). Важные фресковые ансамбли были инициированы королём Стефаном Урошем III Дечанским и его сыном – Стефаном Урошем IV Душаном: росписи церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны (между 1335 и 1348) отличаются развёрнутой программой, где, наряду с традиционными евангельскими сценами, представлены «Лоза Неманичей», образы местных игуменов, епископов и святых; «классицизм» палеологовского искусства сочетается здесь с драматизмом сцен из Священного Писания. Антиклассическая тенденция ещё более заметна в росписях монастырей Тресковац (1340) и Лесново (возведён по заказу крупного вельможи, деспота Йована Оливера, 1341–1346), церквей Святого Николая Больничного и Богородицы Больничной в Охриде (около 1345 и около 1370, все – ныне на территории Северной Македонии). В конце 14 в. палеологовский стиль вновь доминировал в живописи (фрески церкви Святого Андрея близ Скопье, 1389, автор росписи епископ Йован; ныне Северная Македония). После поражения в Косовской битве 1389 г. и территориальных потерь Сербии количество и масштаб художественных заказов упали. По заказу деспота Стефана Лазаревича были созданы фрески Ресавы (после 1406/1407), по заказу протовестиария Богдана – фрески Каленича (1414–1417); стиль обоих ансамблей отличают элегантность, утончённые пропорции фигур, мягкие, сдержанные жесты персонажей.
Сохранившиеся на сербской территории иконы связаны, как правило, с мастерами из Константинополя («Христос», начало 14 в.; «Распятие», начало 14 в.; «Богоматерь Перивлептос», середина 14 в., все – Национальный музей, Охрид). Икона «Введение Богоматери во храм» в монастыре Хиландар (начало 14 в., подписана сербским мастером), сохранив линеарность комниновского искусства, обладает бóльшими эмоциональностью и лиризмом. Та же художественная концепция – в иконах иконостаса монастыря Дечаны (1350). Колорит икон «Пять мучеников» (монастырь Хиландар) и «Святые Симеон и Савва» (Национальный музей, Белград) близок росписям Каленича, однако в рисунке образов усиливаются жёсткость и линеарность.В одной из ранних сербских рукописей, в сделанном по заказу князя Мирослава Мирославовом Евангелии (около 1180, Национальный музей, Белград), заставки и инициалы с флоральным и зооморфным орнаментом имеют как византийские, так и западнохристианские стилистические черты. В том же стиле исполнено Вуканово Евангелие (около 1200, Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург; заказ князя Рашки Стефана). В рукописях 13 в. фантастические животные и «плетёный» орнамент преобладают над сюжетными композициями. В 14 в. популярна заставка в виде купольного храма (Триодь, около 1330–1340, Хорватская академия наук и искусств, Загреб; Псалтирь, 1346, исполнена епископом Йованом для Бранко Младеновича, наместника области Охрид, Библиотека Румынской академии наук, Бухарест, и др.). Псалтирь (конец 14 в., Баварская государственная библиотека, Мюнхен) со 150 композициями следует византийской иконографии (полностраничные миниатюры, иллюстрации на полях). В 15 в. заказчиками иллюминированных манускриптов были князья Смедерево. Документы также украшались миниатюрами: например, даровавшая привилегии монастырю Есфигмен хартия (1429, Афон; портреты Георгия Бранковича и членов его семьи).
Искусство Нового и Новейшего времени
При османском правлении в городах возводились общественные сооружения – бани (в Призрене и Приштине), мосты (через реку Бистрица в Призрене, конец 15 – начало 16 вв.) и мечети (Царская мечеть в Приштине, 1461; Хадим в Джаковице, 16 в.; Алтун-Алем в г. Нови-Пазар, 16 в.; Синан-паша в Призрене, 1615). Сербские православные церкви 16–18 вв. на территории Воеводины сочетают региональный стиль (наследие моравской школы) с современным западноевропейским влиянием: церкви монастырей Ново-Хопово (Фрушка-Гора, 1576) и Крушедол (1509–1514).
Художественная жизнь в Сербии возобновилась после восстановления в 1557 г. патриархата в Пече. В 16 – начале 17 вв. под влиянием византийской традиции работали мастер Лонгин, Дж. Митрофанович. В 17–18 вв. художественным центром стала область Фрушка-Гора (фрески монастыря Боджяни, 1737, Х. Жефарович). Влияние барокко заметно в работах Н. Несковича, Я. Орфелина. Центрами производства ксилографий на религиозные сюжеты были мастерская монаха Макарие в Цетине (ныне Черногория; с 1494) и город Карловци (2-я половина 18 в.; мастера С. Ликич, Х. Р. Ненадович).
В 18 в. в стиле барокко и классицизма застраивались центры придунайских городов: Панчево, Петроварадин, Сремски-Карловци. Архитекторы А. Бугарский, К. Йованович, Й. Илкич во 2-й половине 19 в. работали в стилях неоренессанса и необарокко. В начале 20 в. искусство Северной Сербии находилось под влиянием стиля модерн (югендстиля). С середины 20 в. в Сербии строились здания в формах модернизма (Университетская детская больница, 1936–1940, архитектор М. Злокович; здание полиграфического комбината БИГЗ, 1936–1940, архитектор Д. Брашован, оба – в Белграде, и др.). В 1945–1954 гг. сербская архитектура развивалась в русле советского неоклассицизма. Сооружение в конце 1940-х – 1950-х гг. столичного района Новый Белград на левом берегу реки Сава стало крупнейшим градостроительным проектом в истории Сербии. Возвращение к принципам модернизма выразилось в проектах Белградской промышленной ярмарки (1957, архитекторы М. Пантович, Б. Жежель, М. Крсич), комплекса Генерального штаба и министерства обороны (1955–1965, архитектор Н. Добрович; пострадал при бомбардировках авиации НАТО в 1999), Музея современного искусства (1962–1965, архитекторы И. Антич, И. Распопович), Конгресс-центра «Сава-центр» (1976–1979, архитектор С. Максимович), здания Военно-медицинской академии (1981, архитекторы С. Николич, Й. Осойник), Музея воздухоплавания в аэропорту имени Николы Теслы (1988, архитектор И. Штраус; все – в Белграде), Сербского национального театра в Нови-Саде (1981, архитектор В. Яцкевич). Созданы многочисленные мемориалы в память павших в годы Второй мировой войны, в том числе авторства архитектора Б. Богдановича. В конце 20 – начале 21 вв. возводятся постройки в русле неомодернизма (комплекс B2 в Белграде, 2005–2008, архитектурное бюро Mali kolektiv, и др.).
В 1-й половине 19 в. в стиле классицизма работали портретисты А. Теодорович, П. Джуркович, К. Данил, К. Иванович, создавали исторические картины и портреты представители романтизма Н. Радонич и Дж. Якшич. В русле реалистической живописи 2-й половины 19 в. работали Дж. Милованович и Дж. Крстич, эпические полотна исторического жанра создавали У. Предич и П. Йованович. Местный вариант импрессионизма развивали Б. Стеванович, К. Миличевич, М. Милованович; близки фовизму были Н. Петрович, П. Добрович, Й. Биелич, в русле кубизма работали С. Шуманович, В. Станоевич, И. Радович; к направлению «поэтического реализма» принадлежали Н. Гвозденович, И. Табакович. В период между мировыми войнами многие художники увлеклись сюрреализмом (М. Ристич, В. Бор, Р. Живанович-Ное и др.), в то время как группа «Облик» объединила мастеров фигуративной живописи, работавших в разных стилевых направлениях – от кубизма до неоклассицизма (Шуманович, М. Милунович, Станоевич, Радович, Биелич, С. Аралица). Cоциалистический реализм 2-й половины 1940-х гг. (Б. Илич, Дж. Теодорович, Дж. Андреевич-Кун) с середины 1950-х гг. сменился полуабстрактным искусством (т. н. социалистический модернизм, или социалистический эстетизм: М. Попович, Любицы Цуцы Сокич, М. Б. Михайлович). В русле геометрического абстракционизма работали С. Челич, М. Протич. Альтернативную линию в 1960-х гг. развивали близкие абстрактному экспрессионизму В. Божикович-Попович, Б. Протич, З. Павлович, группа «Медиала» (Л. Шейка, М. Станкович, Л. Попович). В середине 1960-х – 1970-х гг. сербские художники следовали направлению поп-арта (Д. Отасевич) и оп-арта (А. Томашевич, И. Табакович). В 1970-х –1980-х гг. подъём концептуального искусства связан с работами Ж. Джака и Д. Мойовича, перформанса и боди-арта – с проектами М. Абрамович; в жанре инсталляций работал Р. Тодосиевич. Тему национальной идентичности в 1990-х –2000-х гг. поднимала в своих работах М. Томич.
Скульптура Сербии развивается с конца 19 в., когда станковые портреты и памятники создавали П. Убавкич, Дж. Йованович, С. Роксандич. В 1-й половине 20 в. работали Т. Росандич, С. Стоянович, во 2-й половине 20 в. – О. Еврич, Й. Кратохвил, М. Попович, О. Янчич, М. Вукович, на рубеже 20–21 вв. – М. Байич, З. Йоксимович.
Основоположником искусства фотографии в Сербии стал в 19 в. А. Йованович. Крупнейшим фотографом 20 в. был эмигрант из Российской империи Ж. Скрыгин (Г. В. Скрыгин; также работал как кинорежиссёр и сценарист).
Традиционные ремёсла включают в себя ковроткачество (килимы), вышивку, вязание, изготовление керамики, изделий из кожи (обувь опанки), плетение из соломы и др. Среди крупнейших мастеров 20 в. – графический и промышленный дизайнер Л. Павичевич Фис. В 21 в. мебель и предметы быта проектирует З. Едрейчич, дизайном интерьера и сценографией занята Я. Холбус, как дизайнеры одежды работают В. Ракочевич, А. Любинкович, Б. Карготич, Т. Остойич, Б. Спасоевич, С. Йоцич, И. Пиля. Кожаную галантерею создаёт Э. Милованов-Пенезич.