Абрамович Марина
Абра́мович Мари́на (Марина Абрамовић, Marina Abramović) (род. 30.11.1946, Белград), сербский художник. Один из ключевых авторов перформансов последней трети 20 – начала 21 вв., ряд работ близок к боди-арту. Родилась в семье Войина (Войи) и Даницы Абрамович (урождённой Росич), бывших партизан – участников югославского Движения Сопротивления, при И. Броз Тито вошедших в государственную номенклатуру; мать в 1960-е гг. руководила белградским Музеем революции.
Марина Абрамович обучалась живописи в Академии искусств в Белграде (1965–1970) и Академии изящных искусств в Загребе (1970–1972), преподавала в Академии искусств Университета в Нови-Саде (1973–1975). Входила в круг молодых художников, занимавшихся в Студенческом культурном центре в Белграде, открытом властями как уступка в ответ на студенческие выступления лета 1968 г. От экспериментальной живописи раннего этапа Абрамович перешла к звуковым инсталляциям, построенным на несоответствии слышимого переживаемой реальности («Мост», 1971; «Аэропорт», 1972), и перформансу (серия «Ритмы», 1973–1974; «Освобождение памяти», «Освобождение голоса», «Губы Томаса»; все – 1975, «Освобождение тела», 1976), приобретавшему для независимых художников восточноевропейских социалистических стран всё большую актуальность вслед за изобретением и освоением жанра в Западной Европе и США. Основной мотив ранних радикальных перформансов Абрамович – преодоление страха перед физической болью, насилием и риском, идеологических рамок, границ возможностей собственных тела и сознания. В 1975 г. она переехала в Нидерланды, где встретила западногерманского художника Улая (настоящие имя и фамилия – Франк Уве Лайзипен, 1943–2020), который стал её неизменным партнёром в творчестве и спутником жизни (1976–1988). В начальный период они создавали перформансы, образно и философски осмысляющие тему отношений противоположных понятий, преимущественно мужского и женского начал («Отношения в пространстве», 1976; «Imponderabilia», 1977; «ААА-ААА», 1978; «Энергия покоя», «Точка контакта», оба 1980). К началу 1980-х гг. относится их увлечение архаическими традиционными культурами (Тибет, Индия, Африка, Австралия и др.), которое привело к созданию перформансов большой длительности – от нескольких недель до нескольких месяцев: «Ночной переход» («Переправа по ночному морю», 1981–1987); «Влюблённые – Поход по Великой Китайской стене» (1988), где художники два месяца шли навстречу друг другу по Великой Китайской стене, чтобы затем навсегда расстаться в личном и творческом плане. В этих работах авторы стремились обрести новое, обострённое восприятие времени и «очистить сознание» путём различных самоограничений: длительного неподвижного пребывания в положении сидя, молчания, отказа от пищи и воды. Среди более поздних примеров этого ряда, созданных Абрамович в одиночку, – «Дом с видом на океан» (2002).
Поскольку в искусстве перформанса решающее значение имеют личность художника и переживание телесности, многие работы Абрамович имеют биографический характер и трактуют её интимные переживания; в них находят отражение различные изменения в жизни художницы, например расставание с Улаем («Влюблённые»). Она перемывала гору окровавленных говяжьих костей в перформансе «Балканское барокко» (показан в 1997 на Венецианской биеннале, где отмечен «Золотым львом»), посвящённом военному конфликту в бывшей Югославии; он соединяет биографическую линию и осмысление истории и современности балканских стран, как и работы «Герой» (2001), «Балканский эротический эпос» (2005).
С 2001 г. Абрамович живёт в Нью-Йорке. С середины 2000-х гг. занимается вопросом профессионального воспроизведения перформансов и их сохранения в истории искусства, став первым художником этого жанра, придавшим ему музейный статус. Рассматривает повторение своих работ как воспроизведение психофизического опыта и переживаний, изначально полученных в процессе перформанса. Проблема реэнактмента была поставлена ею на выставке «Семь лёгких пьес» (2005, Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк), где она повторила пять знаменитых перформансов Б. Наумана, В. Аккончи, В. Экспорт, Дж. Пейн, Й. Бойса и собственную работу «Губы Томаса», а также исполнила свой новый перформанс «Выход на другую сторону». На ретроспективной выставке «В присутствии художника» (2010, Музей современного искусства, Нью-Йорк) произведения прошлых лет воспроизводили специально нанятые «перформеры». Всё время работы выставки, почти три месяца, Абрамович ежедневно исполняла одноимённый перформанс по мотивам «Ночного перехода», в котором её партнёром на несколько минут мог стать любой посетитель, молча сев напротив неё и взглянув ей в глаза. Несмотря на простоту сценария, это стало для многих участников сильным эмоциональным переживанием. В этом 716-часовом «действе» приняли участие более 1000 человек, включая звёзд шоу-бизнеса, что обеспечило ему широкий резонанс в международных СМИ и сделало Марину Абрамович героиней популярной культуры. Всего выставку посетило более 750 тыс. человек. Выставка без участия автора была показана в московском Музее современного искусства «Гараж» в 2011 г.
В 2010-х гг. Абрамович акцентирует психотерапевтическое значение перформансов; нередко минимизирует своё участие в них, возлагая на зрителя роль объекта и субъекта действия («Муштра», 2009; «512 часов», 2014). Соавтор спектакля режиссёра Р. Уилсона «Жизнь и смерть Марины Абрамович» (Абрамович также вошла в состав исполнителей; премьера на Манчестерском международном фестивале, 2011; премия Дягилева, 2012), автор идеи и сценографии постановки оперы «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси (2018, Фламандская опера, Гент), автор спектакля «Семь смертей Марии Каллас» (выступила как режиссёр, сценограф и актриса; 2020, Баварская государственная опера, Мюнхен).
Основала в Хадсоне (штат Нью-Йорк) Институт Марины Абрамович – выставочный, исследовательский и образовательный центр по сохранению искусства перформанса (2012).
Австрийский почётный знак «За науку и искусство» (2008).