Сен-Виктор (монастырь в Марселе)
Сен-Викто́р, Сен-Виктор-де-Марсель (монастырь Святого Виктора Марсельского, лат. monasterium Sancti Victoris Massiliensis; франц. Saint-Victor de Marseille), бенедиктинское аббатство в Марселе, один из древнейших мужских монастырей Западной Европы.
Основание и ранний этап истории
Традиционно отождествляется с одним из 2 монастырей, которые основал в Марселе около 416 г. Иоанн Кассиан Римлянин. Точная идентификация невозможна, поскольку неизвестны ни конкретное расположение обителей, ни их посвящения. Аббатство возникло к югу от порта Массилии (античное название Марселя), на римском кладбище, где был похоронен почитаемый в городе мученик Виктор (казнён во время гонений на христиан около 290 или, по другой версии, около 303). Первые достоверные сведения о монастыре Сен-Виктор, в том числе у Григория Турского, относятся к 6 в. В это время, как, по-видимому, и в 7 в., Сен-Виктор был одной из крупнейших монашеских обителей Галлии. Он пострадал во франко-арабских войнах в 738 или 739 г., когда войска майордома Карла Мартелла взяли Марсель, затем был разорён арабскими пиратами в 838 и 923 гг. Со 2-й трети 8 в. по 2-ю половину 10 в. монастырь служил резиденцией епископов Марселя и не имел собственного аббата. Как центр монашеской жизни Сен-Виктор возродил около 977 г. Гонорат, епископ Марсельский (на кафедре в 948 – 978 или 981), при поддержке семьи местных виконтов, из которой он происходил. В 1005 г. Сен-Виктор получил хартию, разрешавшую монахам самостоятельно выбирать настоятеля и, согласно бенедиктинскому уставу, управлять монастырём и его имуществом независимо от епископа. Первым аббатом стал Вильфред (Гвифред; умер в 1020 или 1021).
«Золотой век» монастыря (11–12 вв.)
Следующее столетие стало «золотым веком» в истории аббатства. Уже при аббате Вильфреде началось возведение нового монастырского храма (принято считать, что он был освящён в 1040, но подлинность грамоты папы Римского Бенедикта IX, содержащей эту датировку, вызывает сомнения). Многочисленные благочестивые дарения земель и доходов в пользу аббатства способствовали возникновению уже ко 2-й трети 11 в. обширной монастырской сеньории. Сен-Виктор стал также центром сложной системы социальных взаимосвязей среди знати Южной Галлии, стремившейся сохранить и упрочить своё положение при помощи дарений монастырю, направления туда в качестве облатов членов своих семей, передачи под контроль аббатства приходских церквей и небольших монашеских обителей. Многие дарения были условными: знатные семьи продолжали контролировать переданные монастырю объекты как феодальные держания, так что в известной мере речь шла о своего рода страховке родового имущества. Аббаты Сен-Виктора пользовались большим влиянием не только в Провансе, но и за его пределами. Второй аббат, Изарн (около 1020 – 1047), был уже заметной фигурой в церковной и политической жизни в Южной Галлии и Каталонии. Монастырь достиг расцвета в последней трети 11 – 1-й трети 12 вв. при аббатах Бернарде де Мийо (в 1065–1079) и его брате Ришаре де Мийо (в 1079–1106), сыновьях виконта Ришара II де Мийо – крупнейшего сеньора Руэрга и Жеводана, состоявшего в близком родстве с большинством знатных родов Лангедока и Прованса, в том числе с виконтами Марселя. Поддержав григорианскую реформу, аббат Бернард и его брат оказались в числе доверенных людей папы Римского Григория VII. Аббат Бернард (кардинал с 1065) был одним из 2 папских легатов, наложивших в 1076 г. в Форхайме церковное отлучение на императора Генриха IV. Аббат выполнял и другие важные поручения папы в качестве его легата в Аквитании. Ришар был возведён в кардинальское достоинство в 1078 г., в октябре 1079 г. назначен папским легатом в Кастилии и в том же году, после смерти брата, был избран аббатом Сен-Виктора. Утверждая его избрание, папа определил, что марсельское аббатство, как и Клюни, впредь будет подчиняться напрямую Святому Престолу. Будучи богатейшим церковным сеньором не только Прованса, но и сопредельных областей Южной Галлии, аббатство стало в это время центром обширной монашеской конгрегации, включавшей многие обители Прованса, Лангедока, Жеводана, Руэрга, Сардинии, а также отдельные монастыри в Дофине, Гаскони, Каталонии и Кастилии. Речь шла как о скромных приоратах, так и о крупных и очень важных монастырях, таких как каталонский Риполь (под управлением викторинцев в 1070–1169), которые передавались марсельскому аббатству местными князьями и папством для реформирования и контроля за соблюдением монашеской дисциплины. Кроме того, Сен-Виктор получил в управление несколько сотен приходских церквей, прежде всего в Провансе. В этот период Сен-Виктор был вторым по значению аббатством Западной Европы, уступая лишь Клюни. Именно тогда сложился внушительный архитектурный комплекс Сен-Виктора, были созданы Большой картулярий аббатства и «Житие святого Изарна» (в ходе подготовки его несостоявшейся канонизации). Тогда же викторинцы стали прямо претендовать на преемство с обителью, основанной Иоанном Кассианом. Они не могли похвастаться многочисленными сочинениями, созданными в их монастыре, но он располагал богатой библиотекой. Не позднее 12 в. мученик Виктор стал почитаться как святой покровитель города Марселя. Преемники Григория VII на Папском престоле меньше благоволили к марсельскому монастырю, но всё же аббат Ришар оставался очень крупной фигурой в Римско-католической церкви (в 1106–1121 был архиепископом Нарбона). Несмотря на борьбу с симонией, архиепископ Ришар сумел передать нарбонскую кафедру племяннику, Арно де Левезу (на кафедре в 1121–1149). Другой племянник, Аттон де Брюникель, при поддержке Ришара стал архиепископом Арля (на кафедре в 1115–1129) и тоже не забывал монастырь, откуда началось восхождение его семьи к вершинам церковной иерархии. Однако со 2-й половины 12 в. Сен-Виктор, как и многие другие старые бенедиктинские обители, стал отставать от своего времени, в частности проигрывать в престиже и авторитете новым монашеским орденам (цистерцианцам, картузианцам и др.). Сен-Виктор остался важным аббатством и богатейшим сеньором, но его конгрегация постепенно распалась, а влияние ограничилось Провансом и некоторыми примыкающими районами Лангедока.
Второй период подъёма (14 в.)
Второй период процветания марсельского аббатства наступил в 1362 г., когда аббат Гийом Гримоар (управлял в 1361–1364), уроженец Жеводана, в период Авиньонского пленения пап был избран папой с именем Урбан V (понтификат 1362–1370). Находясь неподалёку от Марселя, в Авиньоне, он продолжал управлять Сен-Виктором через викариев. В это время в аббатстве был перестроен ряд зданий, возведена крепостная башня (1363–1365), имевшая важное значение в системе фортификаций Марселя. В 1365 г. папа посетил Марсель и освятил перестроенный главный алтарь собора. В 1372 г. прах Урбана V был перезахоронен в Сен-Викторе по воле понтифика, что повысило значение обители, тем более что понтифик пользовался большим авторитетом (официально провозглашён блаженным в 1870).
Упадок монастыря
Дальнейшая история марсельского аббатства была историей неуклонного упадка, связанного как с усобицами, охватившими Прованс на рубеже 14–15 вв., так и с прогрессирующим кризисом самого монастыря, общим для многих католических обителей на рубеже Средневековья и раннего Нового времени. В 1475 г. Сен-Виктор был передан в комменду. Монахи утратили право избирать аббата, отныне его назначал король, и, поскольку аббат уже не был обязан жить в монастыре и непосредственно заниматься его делами, дисциплина братии падала, а хозяйство приходило в упадок. Монашеская община сохранила немалый объём самоуправления, в частности имела право избирать т. н. клаустрального приора, хотя он не обладал авторитетом аббата и не имел соответствующих полномочий. Викторинцы не восприняли идеи обновления Церкви, распространявшиеся в католическом мире после Тридентского собора (1545–1563) и позднее в связи с укреплением галликанства. Путешественники 17–18 вв. отмечали плачевное состояние монастырских зданий и строений, не исключая и главный храм. В 1666 г. в связи с расширением города и строительством новых крепостных стен Сен-Виктор оказался в городской черте. Во время эпидемии чумы в Марселе (1720) монахи отказывались исповедовать и причащать заболевших, помогать страждущим, что вызвало возмущение в городе. В 1726 г. по предложению епископа Марселя Анри-Франсуа-Ксавье де Бельсюнс де Кастельморона (на кафедре в 1710–1755) Государственный совет Франции принял решение о секуляризации аббатства. Согласно распоряжению папы Римского Бенедикта XIII (понтификат 1724–1730) оно было преобразовано в коллегиальную церковь (одобрено папскими буллами 1739, 1742 и 1745). Король Людовик XV указами 1751 и 1774 гг. закрепил новый статус обители, определив, что «канониками-графами» Сен-Виктора могут быть исключительно провансальцы, притом представители знатных родов не менее чем в 5-м поколении.
Закрытие монастыря и история его изучения
Во время Французской революции 18 в. Сен-Виктор был окончательно закрыт (1790; должность аббата оставалась вакантной с 1788), монастырское имущество национализировано. Большинство зданий были проданы в 1793 г. с аукциона и постепенно (этот процесс продолжался до 1850-х гг.) разобраны на строительные материалы. Главный храм некоторое время служил складом фуража, а подвалы – тюрьмой. Монастырский храм был преобразован в приходскую церковь (богослужения возобновились в 1804, крипта стала доступной для верующих в 1822). В 1835 г. церковь обследовал инспектор исторических памятников, известный писатель П. Мериме, который привлёк внимание государства и учёных к судьбе аббатства Сен-Виктор. В 1840 и 1862 гг. старинный храм и примыкающие здания были включены в списки исторических памятников, охраняемых государством. Изучению истории аббатства способствовала публикация его картулярия и других архивных материалов эпохи Средневековья Б. Гераром, Л. Делилем и Ж. Марионом (1857). В 1895 г. храм был реконструирован архитектором и искусствоведом А. Ривуалем, в 1934 г. получил статус малой папской базилики. В 1966 г. по решению мэра Марселя Г. Деферра в неё были перевезены древние саркофаги, хранившиеся в муниципальном музее. В 1969–1978 гг. под руководством археолога Г. Демиан д'Аршембо (1929–2017) и её учеников на территории аббатства велись масштабные раскопки. В 21 в. архитектурный комплекс монастыря Сен-Виктор остаётся важнейшим историческим памятником Марселя.
Архитектура и памятники искусства
Ансамбль аббатства Сен-Виктор начал формироваться в 1-й трети 5 в. Раннехристианская церковь-мартирий, ориентированная с севера на юг, была возведена на месте античных некрополя и каменоломни. Она состояла из квадратного в плане двухъярусного основного объёма, предположительно перекрытого куполом, трёхнефной базиликальной пристройки с севера (современная капелла Богоматери в крипте церкви) и небольших симметричных эмпор с востока и запада. Все эти помещения были частично высечены в скале, а затем надстроены. От раннехристианского периода сохранились фрагменты мозаичного и стуккового декора, мраморный алтарь 5 в. с изображениями голубей и агнцев (ныне установлен в капелле Святого Причастия), ряд саркофагов 4–5 вв. Монолитные колонны мартирия из гранита и мрамора были заменены на наборные колонны из известняка в начале 19 в.
В ходе перестройки монастыря, начатой в 1-й половине 11 в. и продолжавшейся с перерывами приблизительно до 1279 г., раннехристианские и раннесредневековые сооружения были превращены в крипту, над которой перпендикулярно старым постройкам была возведена новая церковь с алтарём на востоке. Крипта также была переориентирована на восток и расширена; среди её новых компартиментов – высеченная в скале капелла Сен-Лазар (13 в., расширена в 17 в.) с фигуративными капителями (одна из них изображает пророка Моисея, другая – святого Лазаря, епископа Экс-ан-Прованса). В этой же капелле расположен скульптурный алтарный образ святой Марии Магдалины (17 в., приписывается мастерской П. Пюже). Для алтаря капеллы Богоматери была создана деревянная статуя Богоматери с Младенцем (т. н. Чёрная Мадонна или Мадонна Крипты; конец 13 – 14 вв.).
Верхняя церковь – трёхнефная базилика с трансептом, построенная в стиле готики. В 1363–1365 гг. она обрела современный крепостной облик с мерлонами (зубцами) и двухбашенным северным фасадом, обращённым к Старому порту; в это же время перестроены апсида и трансепт. Конструктивные особенности базилики – продольный стрельчатый свод на подпружных арках в центральном нефе, характерный в большей степени для романского стиля, отсутствие клеристория (окна в своде растёсаны в 17 в.) и эмпор. Основную нагрузку от сводов принимают толстые каменные стены и приставленные к ним контрфорсы.
После упразднения аббатства в 1790 г. бо́льшая часть монастырских зданий была разобрана. Некоторые из них (клуатр, спальный корпус и др.) запечатлены на рисунках Ж.-М. Маршана в конце 18 в., консоли сводов зала капитула и клуатра сохранились на южной стене церкви. Тогда же утрачено надгробие папы Римского Урбана V (2-я половина 14 в.), располагавшееся в южном нефе церкви. В трансепте демонстрируются уцелевшие дарохранительницы и реликварии, в том числе готический реликварий с мощами святого Иоанна Кассиана Римлянина.