Пьер-Огюстен Карон де Бомарше и справедливость авторского вознаграждения
Пьер-Огюстен Карон де Бомарше и справедливость авторского вознаграждения. Драматург и публицист П.-О. Бомарше внёс огромный вклад в защиту имущественных прав авторов, систематизировав порядок выплаты авторского вознаграждения. «Комеди Франсез», созданный в 1680 г. путём слияния ранее известных театров («Бургундский отель», «Серебряный отель», «Пале-Рояль»), стал своеобразным монополистом в театральном деле. «Внутренняя кухня» была организована так, что все актёры претендовали на долю от доходов театра. При таком раскладе денег для выплаты вознаграждения авторам практически не оставалось, поскольку актёры сами вели бухгалтерию, а авторское вознаграждение выплачивалось после исчисления всех расходов на постановку, что позволяло актёрам корыстно их завышать. Это несправедливое отношение отразилось в решениях попечительской палаты – высшего органа управления «Комеди Франсез»: «В случае, если постановка пьесы требует серьёзных расходов, мы будем следовать в отношении доли автора правил, установленных на предыдущих двух общих собраниях, но при этом доходы администрации должны вдвое превышать обычную фиксированную сумму, а также покрывать ежедневные превышающие норму (150 ливров) расходы» (26 апреля 1683) (Чуковская. Право творчества. Geneva, 2017. С. 53). К тому же в 1697 г. попечительская палата регламентировала следующее правило: репертуар театра формируется из мнения актёров о пригодности произведений для публики. Для предоставления произведения на суд генеральной ассамблеи авторам необходимо было получить рекомендацию нескольких актёров труппы. Рекомендованная актёрами пьеса читалась на заседании генеральной ассамблеи в присутствии автора, однако после прочтения, когда автор удалялся, актёры принимали решение простым большинством голосов об утверждении или отклонении произведения. Единственным безоговорочным правом авторов оставалось распределение ролей при принятии труппой произведения для постановки.