Эмпедокл
Эмпедо́кл (Эмпедокл из Акраганта, греч. Ἐμπεδοκλῆς ὁ Ἀκραγαντῖνος; Эмпедокл из Агригента, лат. Empedocles Agrigentinus) (около 490 до н. э. – около 430 до н. э.), древнегреческий философ и поэт. В молодости был членом пифагорейского союза, откуда якобы изгнан за разглашение тайных учений Пифагора. В родном городе Акрагант (ныне Агридженто, Сицилия) был лидером демократической партии и принимал активное участие в политической борьбе. Остаётся неясным, был ли он также практикующим врачом или скорее харизматичным «целителем» и гуру, каким он сам себя изображает в некоторых фрагментах. Автор философских поэм «О природе» («Περὶ φύσεως») и «Очищения» («Καθαρμοί»), от которых сохранились только фрагменты (цитаты у позднейших авторов) и доксографические свидетельства (в последние десятилетия высказывались предположения, что речь идёт об одной большой поэме, а не о двух). Несмотря на некоторые общие темы (в обеих поэмах миром правят две конфликтующие силы – Любви и Вражды), две поэмы стилистически различаются: «О природе» – дидактическая поэма, адресованная к молодому ученику Павсанию, «Очищения» – автобиографический рассказ от первого лица о странствиях грешной души и её покаянии.
Философия Эмпедокла – попытка синтезирования двух труднопримиримых традиций: ионийской физики и космологии (основанной на натуралистическом монизме) с одной стороны и пифагорейского дуализма тела и души с учением о реинкарнации божественного «демона» – с другой. Фрагменты «О природе» содержат этиологическое объяснение явлений природы, во фрагментах «Очищений» преобладает религиозная, эсхатологическая и этическая проблематика. В поэме «О природе» Эмпедокл признаёт «четыре корня» всех вещей (в терминологии Аристотеля и доксографии – «четыре элемента»): огонь, воздух, вода и земля. Каждый элемент представляет собой невозникшую и неуничтожимую субстанцию, которая не подвержена никакому качественному изменению: ни один элемент не может превращаться в другие, а может только смешиваться с ними. Эту механистическую теорию материи как «смеси», а всех процессов изменения как «разделения» и «соединения» Эмпедокл заимствовал у ионийцев (Анаксимандр). Но в отличие от представителей милетской школы, считавших первозданную «природу» самодвижущейся, Эмпедокл под влиянием пифагорейского дуализма признаёт существование двух бесплотных движущих сил: Любви (она же Гармония и Афродита) и Вражды. Четыре корня аллегорически отождествляются с богами традиционной поэтической мифологии: Зевс = огонь, Айдоней (Аид) = воздух, Нестида (местная речная богиня) = вода, Гера = земля. Они образуют две супружеские пары: Зевс с Герой и Нестида с Айдонеем.
Космогония Эмпедокла, примыкая к традиции Анаксимандра и Гераклита, строится как бесконечное чередование господства «любви» и господства «вражды». Отдельный космогонический цикл имеет 4 фазы: 1) эпоха «любви» – все элементы слиты воедино, образуя качественно недифференцированный неподвижный «шар»; 2) «вражда» проникает в «шар» и вытесняет «любовь», разъединяя разнородные элементы и соединяя однородные; 3) «любовь» возвращается, постепенно соединяя разнородные элементы и разъединяя однородные; 4) (зоогоническая) фаза в свою очередь распадается на 4 ступени: а) отдельные члены, не способные соединиться в организм; б) неудачные соединения членов – монстры; в) интерсексуальные существа, не способные к половому размножению (использовано в платоновском мифе об андрогине в «Пире»); г) полноценные животные с половой дифференциацией. Каждая новая ступень «вырастает из земли».
Наряду с теорией «четырёх элементов», которая благодаря её восприятию Аристотелем оставалась фундаментом европейской физики до 17 в., большое влияние (в том числе на Платона, Аристотеля, Эпикура, атомистов) оказала теория ощущений Эмпедокла (для него самого бывшая одновременно и теорией познания, поскольку, по свидетельству Теофраста, он не различал чувственное восприятие и интеллект). Согласно этой теории, от воспринимаемого объекта непрерывно отделяются материальные «истечения», проникающие в «поры» органов чувств. Теория «пор и истечений» имела у Эмпедокла универсальный характер, объясняя также физические и физиологические процессы. Субстратом сознания Эмпедокл считал кровь.
В «Очищениях» излагалось орфико-пифагорейское учение о грехопадении души, её перевоплощении в тела растений, животных и людей как наказании и освобождении от «круга рождений» после очищения от скверны. Гален считал Эмпедокла основателем сицилийской медицинской школы; как учитель Горгия, он стоит у истоков греческой риторики. Ревностным почитателем Эмпедокла в древности был подражавший ему Лукреций, в Новое время – представители романтизма (особенно Ф. Гёльдерлин).