Республика Корея. Население
Населе́ние Респу́блики Коре́я, демографическая характеристика, этнический и религиозный состав населения Республики Корея.
Этнический состав
Республика Корея относится к числу моноэтничных стран. По данным переписи 2020 г., корейцы составляют абсолютное большинство населения республики (96,7 %). Иностранцы составляют 3,3 % населения, среди них наиболее многочисленны граждане Китая (45,1 % от общего числа иностранцев), в число которых входят люди корейского (31,9 %), собственно китайского (12,3 %) и тайваньского происхождения; также проживают вьетнамцы (11,8 % от общего числа иностранцев), выходцы из Таиланда (9,8 %), США (3,5 %), Узбекистана, России, Филиппин, Индонезии, Японии и других стран.
Демографическая характеристика
Численность населения увеличилась на 65 % с 31,4 млн в 1970 г. до 51,8 млн в 2020 г. В 1960-е гг. характерной особенностью для Республики Корея был высокий уровень рождаемости и относительно короткая продолжительность жизни, темп прироста населения составлял 2,91 % (1960), достигнув пика в 1961 г. (2,97 %), после чего проявилась тенденция к сокращению (1970 – 2,18 %; 1980 – 1,56 %, 1990 – 0,99 %, 2000 – 0,84 %, 2010 – 0,5 %, 2019 – 0,2 %). Страна отличается низким уровнем рождаемости и высокой продолжительностью жизни, из-за чего Республика Корея столкнулась с проблемой старения населения. Коэффициент рождаемости упал с 42,3 ‰ (1960) до 9,4 ‰ (2010); в 2017 г. этот показатель впервые оказался ниже, чем в Японии (7 ‰). В 2019 г. коэффициент рождаемости составил 5,9 ‰ (6,4 ‰ в 2018). Причина этого – повышение уровня благосостояния, смена традиционного уклада жизни и постепенное изменение роли женщины в обществе. Средний возраст рождения ребёнка для женщины в 2019 г. был 33 года (вырос на 0,2 года с 2018, в 2009 – 29,8 года, в 1999 – 28,7 года). Коэффициент фертильности в стране составил 0,92 ребёнка на женщину (2019; 0,98 в 2018). Самый низкий уровень фертильности – 0,72 ребёнка на женщину – зафиксирован в Сеуле, а самый высокий – в Седжоне (1,47). Во всех регионах, кроме Седжона и Канвондо (1,08; 2019), наблюдается снижение данного показателя.
Уровень смертности – около 5,7 ‰ (2019; 5,8 ‰ в 2018). С 2000 по 2011 гг. смертность была на уровне 5,3 ‰, а с 2012 г. (5,4 ‰) показатель смертности имеет тенденцию к росту. На первом месте по причине смерти – онкология, на пятом – самоубийства (2019). Естественный прирост населения – около 0,1 ‰.
Младенческая смертность (до 1 года) – 2,7 ‰ (2019) – за 50 лет сократилась на 95 % (50,3 ‰ в 1969). В Республике Корея один из самых низких показателей детской смертности в мире. Ожидаемая продолжительность жизни населения – 82,7 года (2018; в том числе у мужчин 79,7 года, у женщин 85,7 года). Средний возраст населения – 43,1 года (2018; увеличение на 0,7 года в сравнении с 2017). Возрастная структура населения (2018): дети (0–14 лет) – 13 %; лица трудоспособного возраста (15–64 лет) – 72,2 %; лица старше трудоспособного возраста (старше 65 лет) – 14,8 %. В половой структуре населения преобладают мужчины – 50,1 %, на женщин приходится 49,9 % (2018). Преобладание мужчин связано с тем, что беременность прерывали в большинстве случаев, когда должны были родиться девочки, несмотря на законодательный запрет, действовавший с 1953 по 2021 гг. (нарушение запрета рассматривалось как уголовное преступление и для женщины, и для врача, сделавшего аборт). Причина в том, что, согласно корейским семейным традициям, именно старший сын должен был заботиться о пожилых родителях и продолжать род. Для решения сложившейся ситуации в 1988 г. был принят закон, запрещающий врачам сообщать родителям пол ребёнка, а с 1 января 2021 г. аборт был признан легальным медицинским вмешательством, т. е. стал декриминализованным. Наибольший разрыв в соотношении полов приходится на возрастную группу 20–29 лет (на 100 женщин 113,8 мужчины), за ней следует группа 30–39 лет (на 100 женщин 109,2 мужчины).
В период японского колониализма (1910–1945) имела место волна миграции в соседние Китай, Россию, Японию и на Гавайи (США), где впоследствии образовались крупные корейские общины. Во время и сразу после Корейской войны 1950–1953 гг. 10 млн корейцев мигрировали из северных регионов страны в южные (после окончания Второй мировой войны 1939–1945 страна получила независимость от Японии и была разделена на северную и южную части по идеологическим соображениям). После окончания Корейской войны началась миграция в США для получения хорошего образования и более высокого уровня жизни. Эта тенденция усилилась после 1965 г., когда США стали более открытыми для миграции из стран Азии и Африки. Особо активно корейцы мигрировали в США в 1980-х гг. В 1970–1980-е гг. важную роль играла трудовая миграция в страны Ближнего Востока; по окончании работ бо́льшая часть мигрантов вернулась на родину. Всего за рубежом проживает около 7,5 млн корейцев (2019), в том числе в США – свыше 2,5 млн, Китае – около 2,5 млн, Японии – свыше 0,8 млн, Канаде – более 0,2 млн.
В Республике Корея положительное сальдо внешних миграций – 32 тыс. человек (2019; 156 тыс. в 2018). В страну прибыло 749 тыс. человек (2019; 818 тыс. в 2018), убыло 717 тыс. человек (2019; 662 тыс. в 2018).
Чистая миграция корейцев составила 19 тыс. человек: в страну иммигрировало 311 тыс., эмигрировало 292 тыс. (2019; 26 тыс. в 2018: 323 тыс. иммигрировало, 297 тыс. эмигрировало).
Республика Корея была закрыта для иммиграции в целях сохранения этнической и культурной однородности. Однако, столкнувшись с проблемой старения населения и нехваткой низкоквалифицированных рабочих (из-за роста уровня общего благосостояния и образования), корейское правительство стало привлекать иностранную рабочую силу. Чистая иммиграция иностранцев в страну (пребывание более 91 дня) составила 13 тыс. человек (2019, 130 тыс. в 2018). В 2019 г. наибольший приток (139 тыс. человек) и отток (181 тыс. человек) среди иностранцев пришёлся на граждан Китая, и у них наименьший показатель чистой миграции (−42 тыс. человек), в то время как наибольший у граждан Вьетнама (26 тыс. человек): 61 тыс. человек – приток, 35 тыс. человек – отток.
За счёт увеличения численности плотность населения постоянно растёт; в 2018 г. она составила 529,4 чел./км2. Самая высокая плотность в Сеуле – около 16 тыс. чел./км2. Около 49,8 % населения (2018) живут в Сеульском столичном регионе (Судогвон: Сеул, Инчхон, Кёнгидо) – в 2013 г. эта городская агломерация занимала 3-е место в мире по численности населения, в 2020 г. – 8-е место. Численность населения Сеула имеет тенденцию к небольшому сокращению, в то время как население Инчхона и Кёнгидо планомерно растёт. Самой населённой провинцией является Кёнгидо – 25,4 % населения страны, в Сеуле проживает 18,7 %, в Пусане – 6,6 % (2018). У Седжона наиболее быстрые темпы роста населения – 12,9 % с 2017 по 2018 гг. Доля городского населения – 92 % (2019; 86,6 % в 2009).
Экономически активное население – 28,2 млн человек (2019), это максимум за период 2009–2019 гг. Уровень занятости – 60,9 % (2019). В первичном секторе экономики (сельское, лесное хозяйство, охота и рыболовство) занято 6 % экономически активного населения, во вторичном (промышленность и строительство) – 24 %, в сфере услуг – 70 % (сентябрь 2020). Уровень безработицы составил 3,8 % (2019). Наименьшее значение уровня безработицы за период 2009–2019 гг. было отмечено в 2013 г. – 3,1 %, в дальнейшем оно постепенно росло и достигло максимума (3,83 %) в 2018 г. Уровень безработицы среди молодёжи (15–29 лет) – 8,9 % (2019).
Значение коэффициента Джини – 0,345 (2018).
Доля населения, проживающего за чертой абсолютной бедности, – менее 2 %: по данным на 2012 г., 0,2 % жили менее чем на 1,9 долл. США в день, 0,5 % – менее чем на 3,2 долл., 1,2 % – менее чем на 5,5 долл. Бо́льшую часть проживающих за чертой бедности составляют люди старшего возраста. Показатели относительной бедности гораздо выше: 16,7 % семей (2018) живут на доход ниже половины медианного дохода домохозяйств по стране. По данному показателю Республика Корея находится на одном уровне с Болгарией. Среди трудоспособного населения (18–65 лет) доля людей, живущих за чертой бедности, – 11,8 %, среди детей (0–17 лет) – 12,3 %. Бедность среди пожилых людей (старше 66 лет) составляет 43,4 %. Это самый высокий уровень бедности среди пожилых в странах ОЭСР.
Религия
По данным переписи 2015 г., 56,1 % жителей Республики Корея не считают себя религиозными, 19,7 % корейцев исповедуют протестантизм, 15,5 % являются буддистами, 7,9 % – католиками и 0,8 % составляют последователи других религий. Религиозными меньшинствами в Республике Корея являются последователи ислама, иудаизма, новых религиозных движений.
В Республике Корея один из самых высоких процентов христианского населения среди стран Азии. Первые христиане (католики) появились в этом регионе в 17 в. Их появление было связано с деятельностью иезуитского миссионера Маттео Риччи. Полноценная католическая община начала складываться в Корее с 1784 г. Её основателями были Ли Сын Хун, который познакомился с католическими священниками в Пекине, где он был в составе дипломатической миссии, и его единомышленник Ли Бёк. В Корее не было католических священников до 1794 г., когда в страну тайно приехал священник из Китая. В течение 18–19 вв., когда основой государственной идеологии было конфуцианство, католики подвергались преследованиям, их миссионерская деятельность была незаконна. В 1831 г. в Корее был учреждён Апостольский викариат Римско-католической церкви. После снятия запрета на распространение христианства в 1883 г. в Корее был построен первый католический собор (1892–1898) и открыта первая семинария (1891). В 1925 г. Римско-католическая церковь канонизировала 79 корейских католиков в качестве мучеников. В 1984 г. папа Римский Иоанн Павел II посетил Республику Корея по случаю 200-летия католицизма в стране и канонизировал в лике мучеников 93 корейца и 10 французов, пострадавших от преследований христиан в Корее. С 1960-х по 1980-е гг., в период военной диктатуры, корейские католики, как священники, так и миряне, принимали активное участие в демократическом движении, что способствовало росту популярности католицизма. Современная структура католической церкви в Республике Корея начала складываться в 1962 г., когда в границах страны было создано три диоцеза. В настоящее время на территории Республики Корея действуют 15 диоцезов и военный ординариат Римско-католической церкви.
Первые протестантские миссионеры появились в Корее в конце 19 в. и чаще всего были дипломатами или занимались гуманитарной помощью. Протестантизм широко распространился в Корее после обретения независимости от Японии. Популярность христианства и резкий рост числа христиан частично связаны с тем, что христианские церкви и христианские миссионеры поддерживали национальное движение за независимость. В 1970-е гг. в Республике Корея распространилась теология минджунг, в основе которой лежали идеи социальной справедливости и гармоничного сосуществования приверженности христианству и корейской национальной идентичности. Самыми многочисленными протестантскими церквями в Республике Корея являются Англиканская церковь Кореи, входящая в Англиканское содружество, Лютеранская церковь Кореи и Пресвитерианская церковь Кореи. Широкое распространение имеют пятидесятнические, баптистские и евангелические церкви. В Республике Корея действуют одни из крупнейших мегацерквей в мире, в том числе самая большая из них – пятидесятническая Церковь Полного Евангелия Ёыйдо в Сеуле (основана в 1958), аффилированная с объединением Ассамблеи Бога. Также в стране есть последователи адвентизма и Свидетелей Иеговы (организация признана запрещённой в Российской Федерации).
Буддизм начал распространяться в Корее в 4 в. и был самой распространённой религией в этом регионе до 14 в., когда конфуцианство стало частью государственной идеологии". В Республике Корея представлены разные направления буддизма; наибольшее распространение имеет сон-буддизм, корейская разновидность чань-буддизма. Самым крупным буддийским объединением является корейский орден Чоге.
Корейские традиционные верования и практики, или мусонг, принято считать разновидностью шаманизма. В современном виде корейский шаманизм сформировался в 1980-е гг. Обращение к традиционным религиозным верованиям в этот период было связано с общим ростом интереса к национальной культуре. В Республике Корея пользуются большой популярностью услуги шаманов. К шаманам обращаются люди из разных социальных групп и разных религиозных убеждений, в том числе корейцы, исповедующие христианство и буддизм, и корейцы, не принадлежащие к какой-либо религиозной группе. Корейские шаманы (муданг), проводят ритуалы (гут) по запросу обращающегося. Чаще всего шаманами являются женщины.
В Республике Корея также присутствуют различные новые религиозные движения. Самым распространённым новым религиозным движением является Церковь объединения, основанная в 1957 г.
Ислам в Республике Корея исповедуют преимущественно трудовые мигранты из стран Южной и Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, однако среди мусульман есть и этнические корейцы. В 2005 г. в стране проживало 75 тыс. мусульман. С 1967 г. в стране действует Федерация корейских мусульман.
Немногочисленная еврейская община Республики Корея сосредоточена в Сеуле. Общину составляют преимущественно выходцы из США. В городе c 2008 г. действует синагога под управлением хасидской организации Хабад.
Рекомендуемые статьи
Вооружённые силы Республики Корея
Социальная сфера Республики Корея
Средства массовой информации Республики Корея
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура Республики Корея