Республика Корея. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Респу́блики Коре́я. В 1950-х гг. вследствие тяжёлой экономической ситуации новое строительство в Республике Корея велось лишь в рамках реализации типовых проектов и решения первоочередных практических задач. Новый этап в развитии архитектуры, связанный с активным освоением зарубежного опыта, начался в 1960-х гг. и был определён творчеством архитекторов, получивших образование за рубежом. Так, Ким Джун Оп учился в Японии и работал в 1952–1955 гг. в мастерской Ле Корбюзье в Париже: под влиянием его поздних работ Ким Джун Оп возвёл здание посольства Франции в Сеуле (1962), включившее также элементы традиционной корейской архитектуры (крыши с изогнутым профилем). По его проектам также построены главные ворота и зал мемориальных церемоний на кладбище ООН в Пусане (1960-е гг.), модернистский небоскрёб 31 Building в Сеуле (1968–1970).
Вторая ключевая фигура в архитектуре послевоенных десятилетий, Ким Су Гын окончил Токийский университет искусств (1958) и работал в русле архитектурного экспрессионизма и брутализма, с выявлением фактуры бетона и кирпича: ансамбль «Центра Свободы» (1962–1965), пресвитерианская церковь Кёндон (1981), а также Олимпийский стадион (1977–1984) в Сеуле; спроектированный им Национальный музей в Чхонджу (1979–1987) отмечен переработанными чертами традиционной корейской архитектуры. В 1980-х гг. в архитектуре Республики Корея проявилась стилистика постмодернизма (здание «Библиотеки Столетия» женского университета Ихва в Сеуле, 1984, архитектурное бюро Junglim Architecture, и т. д.).
В 1990 – 2020-х гг. работают архитектурные мастерские IROJE (основатель – Сын Хё Сан), IROJE KHM Architects, UnSangDong Architects, Mass Studies, The_System Lab, Architects Group RAUM, L'EAU Design и др. Для их работ характерны эксперименты в русле цифровой архитектуры, интерес к фактурным материалам (кирпич, «грубый» бетон), в больших городах – исследование возможностей небольших участков для строительства многоэтажных зданий.
В изобразительном искусстве 1950-х гг. традиционная живопись тушью в жанрах пейзажа и «цветы и птицы» с использованием приёмов реалистического западного искусства представлена произведениями Но Су Хёна и Хо Бэн Нёна. В русле примитивизма работал Чан Ук Чин («Рыба», 1959, Национальный музей современного искусства, Сеул). Объединение «Ассоциация молодых художников» (основано в 1957) собрало мастеров, близких к абстрактному экспрессионизму. Позднее они присоединились к движению «Неформальное искусство», крупнейшими представителями которого стали Пак Со Бо, Ким Чхан Ёль и Юн Мён Но; оно определило развитие искусства Республики Корея 1-й половины 1960-х гг., а также повлияло на художников традиционного направления. В частности, работы живописцев группы «Мунхимхве» («Лес китайской туши») отличают упрощённые формы и использование элементов абстракционизма. Они также испытали влияние абстракциониста Со Сэ Ока, использовавшего в своих работах тушью принципы каллиграфии.
Ведущие скульпторы 2-й половине 20 в. – Юн Хё Джун, Квон Джин Гю, Ким Гён Сын, Ким Ён Хак, Чон Сан Бом, начала 21 в. – Ли Буль, Со До Хо.
Одним из создателей видеоарта считается Пайк Нам Джун. Вне основных художественных течений находилось творчество Ким Хван Ги, работавшего во Франции и США в духе абстракционизма и «живописи цветовых полей», близкого сюрреализму Ким Ги Чхона, а также Пак Сэн Гвана, развивавшего темы буддизма и шаманизма в модернистском ключе, но также и под влиянием японской и корейской традиционной живописи («Шаманизм», 1981, Национальный музей современного искусства, Сеул). Основы феминистского искусства заложила Юн Сок Нам.
В 1970-е гг. ведущую роль в художественной жизни играло объединение «Тансэкхва» («Монохромная живопись»): Ли У Хван, Чо Ён Ик, Чон Сан Хва и др., испытавшие помимо прочего влияние Пак Со Бо. В 1980-е гг. движение «Сумукхва» («Тушь»), которое возглавляли Сон Су Нам и Хон Сок Чхан, ставило перед собой схожие задачи, решавшиеся с помощью развитой техники живописи тушью.
Реакцией на искусство модернизма стало в конце 20 в. течение «Минджун мисуль» («Народное искусство»), связанное с демократическим общественным движением 1980-х гг. Художники О Джун, Им Ок Сан и Син Хак Чхоль в реалистической манере создавали работы социально-критической направленности, в которых нашли отражение изменения в обществе, вызванные быстрой индустриализацией страны.
К крупнейшим художникам 1-й четверти 21 в. принадлежат Ли Дон Ёп, Кан Со Гён, Со Ён Сон, Ким Чхун Су.