Республика Корея. История
Исто́рия Респу́блики Коре́я, история южнокорейского государства в Восточной Азии с середины 20 в. до современности.
Правление Ли Сын Мана (1948–1960)
Республика Корея образовалась 15 августа 1948 г. 20 июля 1948 г. её президентом избран Ли Сын Ман. 1 декабря 1948 г. он принял закон о национальной безопасности, отменявший ряд положений Конституции (принята 17 июля 1948) и запретивший деятельность левых, рабочих и националистических объединений и организаций. Правящей партией стала образованная Ли Сын Маном в том же году Либеральная партия.
Американские войска оставались на территории Республики Корея до июня 1949 г. Правительство США оказывало Республике Корея экономическую помощь на основе соглашений, заключённых в 1948 г. По окончании Корейской войны 1950–1953 гг. США и Республикой Корея был подписан Договор об обеспечении взаимной безопасности (вступил в силу в 1954), в котором предусматривалось пребывание войск США на корейской территории на постоянной основе; в 1956 г. – Соглашение о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии.
В конце 1940-х – начале 1950-х гг. экономика Республики Корея находилась в упадке. Уровень промышленного производства в 1954 г. составлял 20 % от уровня 1945 г., в стране была массовая безработица. В 1950 г. правительство Республики Корея при поддержке США провело земельную реформу, предусматривавшую выкуп у крупных землевладельцев излишков земли и их распределение среди крестьян.
В августе 1952 г. Ли Сын Ман вновь одержал победу на президентских выборах.
В ноябре 1954 г. он внёс поправки в Конституцию, в соответствии с которыми урезались прерогативы парламента, а президенту предоставлялись неограниченные полномочия. Эти меры, а также продолжавшийся рост инфляции и безработицы стали причиной дестабилизации внутриполитической обстановки в стране. Нарушения, допущенные в ходе подготовки и проведения президентских выборов, состоявшихся 15 марта 1960 г., послужили поводом для Апрельского восстания 1960 г. Национальное собрание (парламент) 26 апреля 1960 г. приняло резолюцию о признании недействительными результатов выборов и потребовало отставки президента. В июне 1960 г. парламент утвердил поправки к Конституции, существенно ограничивавшие власть главы государства (отныне президент должен был избираться двухпалатным парламентом, его полномочия сводились к представительским функциям). Был отменён запрет на деятельность левых и рабочих партий и организаций. В августе 1960 г. президентом стал лидер Демократической партии Юн Бо Сон. 1 октября 1960 г. правительство провозгласило установление в Республике Корея т. н. Второй республики.
Период военной диктатуры
Правительство «Второй республики» не смогло справиться с бедностью, коррупцией и преступностью. Уровень жизни населения стал ниже, чем до обретения независимости. На фоне экономических успехов Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) такая ситуация могла привести к новым массовым выступлениям населения. 16 мая 1961 г. группа офицеров во главе с Пак Чон Хи совершила государственный переворот.
Управление страной перешло к Высшему совету реконструкции государства (ВСРГ), который ввёл военное положение, распустил парламент, политические партии и общественные организации, учредил революционные суды. 6 июня 1961 г. ВСРГ принял закон о чрезвычайных мероприятиях, заменивший Конституцию. Верховным органом власти официально провозглашён ВСРГ (под руководством Пак Чон Хи). Законом «Об упорядочении политической деятельности», принятым в марте 1962 г., была запрещена на 6 лет деятельность всех политических партий и организаций. В декабре 1962 г. вступили в действие поправки к Конституции, предоставившие президенту право назначать главу правительства и кабинет министров, объявлять войну, заключать мир и ратифицировать договоры. В октябре 1963 г. пост президента Республики Корея занял Пак Чон Хи. 17 декабря 1963 г. состоялась церемония провозглашения т. н. Третьей республики.
К середине 1960-х гг. экономика страны вышла из кризиса. Не последнюю роль в этом сыграла помощь США (более 50 % бюджета Республики Корея и 70 % её военных расходов покрывались за счёт финансовых средств, поступавших из США). Руководство Республики Корея взяло курс на усиление регулирующей роли государства в экономике, введя в практику разработку и выполнение 5-летних планов экономического развития страны. Были определены приоритетные отрасли промышленности и разработаны законодательные и кредитно-финансовые меры по обеспечению их ускоренного развития.
Рост промышленного производства достигался также путём замораживания заработной платы, что повышало конкурентоспособность южнокорейских товаров на мировых рынках. Была создана система отраслевых профсоюзов, объединённых в Федерацию профсоюзов Республики Корея и находившихся под контролем государства. Забастовки могли проводиться только с согласия отраслевого профсоюза. В то же время были приняты законы о страховании производственного травматизма, о безопасности труда и другие, 1 мая объявлено нерабочим праздничным днём (День трудящихся). В середине 1960-х гг. правительство перешло к политике «индустриализации через экспорт», предусматривавшей стимулирование развития экспортных отраслей за счёт привлечения иностранного капитала. В декабре 1970 г. Пак Чон Хи отменил ограничения на торговлю южнокорейских фирм с социалистическими государствами.
В 1962 и 1971 гг. в Корейском научно-исследовательском институте ядерной энергии осуществлён пуск двух американских исследовательских реакторов. 1 июля 1968 г. Республика Корея присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия (ратифицировала его в 1975) и стала осуществлять свои программы под контролем МАГАТЭ.
Важное значение для экономического развития Республики Корея имела нормализация отношений с Японией. В июне 1965 г. японское правительство обязалось оказывать Республике Корея финансовую помощь в качестве компенсации за ущерб, причинённый Корее в период колониального господства Японии.
В 1965 г. Республика Корея направила воинский контингент во Вьетнам (в 1965–1973 в военных действиях в Южном Вьетнаме участвовали свыше 350 тыс. южнокорейских солдат и офицеров, из них свыше 3 тыс. человек погибли).
Представители Республики Корея и КНДР подписали 4 июля 1972 г. совместное заявление, определившее условия возможного объединения страны мирным путём на основе национальной консолидации. Однако уже в 1974 г. отношения между двумя корейскими государствами обострились в связи с покушением на Пак Чон Хи, совершённым японским гражданином корейского происхождения, который был объявлен северокорейским шпионом (хотя формальное извинение за инцидент принесла Япония).
В октябре 1972 г. Пак Чон Хи ввёл военное положение, распустил парламент и политические партии, приостановил действие Конституции, начал политические реформы, получившие название «Юсин». 21 ноября 1972 г. на общенациональном референдуме были приняты поправки к Конституции, ознаменовавшие начало т. н. Четвёртой республики. Срок полномочий президента увеличивался до 6 лет, допускалось его многократное переизбрание. По инициативе Пак Чон Хи образовано Объединительное чучейское (самостоятельное) народное собрание (ОЧНС), которое формировалось путём всеобщих прямых выборов. Кандидаты в члены ОЧНС не могли выдвигаться партиями. ОЧНС избирало президента, формировало по его рекомендации треть Национального собрания, а также одобряло поправки к Конституции, вносимые Национальным собранием.
ОЧНС переизбрало Пак Чон Хи 23 декабря 1972 г. на очередной президентский срок. Руководство «Четвёртой республики» уделяло особое внимание развитию сельского хозяйства. В 1971 г. началась кампания по модернизации сельскохозяйственного производства («движение за новую деревню»), в рамках которой велась также пропаганда в пользу существующего режима. С 1974 г. эта кампания была распространена на городское население.
Усиление авторитарных методов правления Пак Чон Хи обусловило нарастание антиправительственных настроений. Арест лидеров оппозиции Ким Дэ Чжуна и Юн Бо Сона до предела обострил политическую ситуацию в стране. 26 октября 1979 г. Пак Чон Хи был застрелен директором Центрального разведывательного управления Республики Корея. Главой государства был избран премьер-министр Чхве Гю Ха.
Студенческие демонстрации в г. Кванджу (18 мая 1980) переросли в столкновения с войсками и полицией. В условиях нарастания кризиса военные во главе с генералом Чон Ду Хваном совершили государственный переворот, отстранили Чхве Гю Ха от власти и распустили парламент. В октябре 1980 г. были обнародованы поправки к Конституции, согласно которым президент избирался коллегией выборщиков сроком на 7 лет, получал право роспуска парламента, объявления чрезвычайного положения; восстанавливалась деятельность политических партий. В феврале 1981 г. Чон Ду Хван стал президентом страны.
В период т. н. Пятой республики (1981–1987) продолжался подъём экономики страны (рост производства в среднем составил 8,5 % в год), сопровождавшийся важными структурными изменениями в промышленности и внешней торговле. В экспорте резко возросла доля продукции тяжёлой промышленности, Республика Корея стала одним из ведущих мировых производителей большегрузных судов, электроники, автомобилей и др.
Республика Корея с 1987 г.
В июне 1987 г. демократическая оппозиция во главе с Ким Дэ Чжуном и Ким Ён Самом провела ряд демонстраций с требованием принятия поправок к Конституции. Правительство было вынуждено согласиться на проведение референдума (состоялся 27 октября 1987). Большинство населения Республики Корея одобрило предложенный оппозицией проект поправок, предусматривавших избрание президента всеобщим тайным прямым голосованием, ограничение срока его полномочий пятью годами без права повторного избрания. Парламент получил право вынесения импичмента президенту, был восстановлен Конституционный суд.
Первым президентом т. н. Шестой республики стал лидер Демократической партии справедливости генерал Ро Дэ У (вступил в должность 25 февраля 1988). Правительство Республики Корея провозгласило т. н. северную политику, предполагавшую налаживание связей с КНДР, КНР, СССР и другими социалистическими странами. В сентябре 1990 г. Республика Корея установила дипломатические отношения с СССР, в 1992 г. – с КНР. В сентябре 1991 г. Республика Корея одновременно с КНДР была принята в ООН. В 1991 г. в результате переговоров премьер-министров двух корейских государств были подписаны Декларация о безъядерном статусе Корейского полуострова и Соглашение о примирении, ненападении, обменах и сотрудничестве.
В феврале 1993 г. президентом стал Ким Ён Сам. Он развернул активную борьбу против коррупции, предпринял шаги по нормализации отношений с КНДР. В 1994 г. им было подписано Соглашение о выводе вооружённых сил Республики Корея из подчинения американского командования в мирное время. В 1996 г. Республика Корея вместе с США выступила с предложением о проведении четырёхсторонних переговоров (Республика Корея, КНДР, США, КНР) по урегулированию на Корейском п-ове.
В декабре 1997 г. на президентских выборах одержал победу лидер демократической оппозиции Ким Дэ Чжун. Его пребывание у власти было отмечено падением темпов экономического роста, вызванным в том числе валютно-финансовым кризисом 1997–1998 гг., особенно сильно затронувшим страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
С помощью сбора средств населения, иностранных инвестиций и кредитов правительству на время удалось стабилизировать экономику. Ким Дэ Чжун предпринял усилия по нормализации отношений с КНДР (т. н. политика солнечного тепла). 13–15 июня 2000 г. в Пхеньяне состоялся 1-й межкорейский саммит, была подписана Совместная декларация Севера и Юга.
Внешнеполитический курс Ким Дэ Чжуна продолжил следующий президент – Но Му Хён (занял пост 25 февраля 2003). Республика Корея активно участвовала в работе шестисторонних переговоров (Республика Корея, КНДР, США, КНР, РФ, Япония) по ядерной проблеме Корейского п-ова. Администрация Но Му Хёна провела ряд реформ, призванных противодействовать вновь проявившимся кризисным явлениям в экономике. Однако меры правительства не принесли желаемого результата. 12 марта 2004 г. парламент страны объявил президенту импичмент, но 14 мая 2004 г. Конституционный суд отменил это решение. 2–4 октября 2007 г. был проведён 2-й межкорейский саммит.
Президент Ли Мён Бак вступил в должность 25 февраля 2008 г. Новое правительство провозгласило своей задачей обеспечение высоких темпов роста национальной экономики (7 % в год). Оно провело приватизацию ряда государственных корпораций, приняло меры по стимулированию инвестиционной деятельности. В 2008 г. администрация Ли Мён Бака заявила о намерении добиваться полного ядерного разоружения, реформ и открытости КНДР, что послужило причиной прекращения контактов между двумя странами на официальном уровне.
Республика Корея с 2012 г.
В декабре 2012 г. президентом Республики Корея впервые была избрана женщина – Пак Кын Хе, лидер партии «Свободная Корея» (вступила в должность 25 февраля 2013). Одной из приоритетных задач своего президентства Пак Кын Хе считала развитие сотрудничества с КНДР на основе укрепления доверия между корейскими государствами. Отношения Севера и Юга вновь обострились после проведения КНДР испытаний водородной бомбы в январе 2016 г. Все программы сотрудничества были свёрнуты, санкционный режим для КНДР был ужесточён.
Правительство Республики Корея пыталось преодолеть последствия мирового экономического кризиса, началось активное внедрение информационных и коммуникационных технологий, что открыло новые возможности для развития промышленности и бизнеса. Тем не менее рост ВВП Республики Корея в 2013–2015 гг. оказался ниже ожидаемого и составил 2,93 %, что не позволило стране достичь увеличения среднего дохода на душу населения.
Осенью 2016 г. в Республике Корея начался политический кризис, причиной которого стало обнародование информации в СМИ о том, что президент Пак Кын Хе предоставляла своей подруге Чхве Сун Силь, не занимающей никаких государственных постов, доступ к секретным документам, посвящала её в детали внутренней и внешней политики и фактически допускала её к участию в управлении страной. В ходе журналистского расследования было установлено, что Чхве Сун Силь использовала своё влияние на президента страны для личного обогащения. В октябре 2016 г. прокуратура Республики Корея выдвинула обвинения в мошенничестве против Чхве Сун Силь (в 2018 приговорена к 20 годам лишения свободы). К ответственности были привлечены также несколько бывших помощников Пак Кын Хе, которые подозревались в пособничестве и разглашении секретной информации. Под арест был помещён бывший министр культуры, спорта и информации Ким Джон, обвинённый в вымогательстве.
Под давлением общественного мнения президент Пак Кын Хе попыталась провести кадровые перестановки в правительстве, но предложенные ею кандидатуры не были одобрены Национальным собранием. По стране прошли акции протеста, на которых митингующие требовали отставки президента. 9 декабря 2016 г. Национальное собрание Республики Корея объявило президенту импичмент, премьер-министр Хван Гё Ан был назначен временным и. о. президента.
10 марта 2017 г. Конституционный суд страны подтвердил решение парламента, на Пак Кын Хе было заведено уголовное дело. 6 апреля 2018 г. бывший президент была признана виновной в разглашении государственной тайны, вымогательстве, коррупции и злоупотреблении властью и приговорена к 24 годам тюремного заключения и штрафу в размере 18 млрд вон (в августе 2018 Апелляционный суд увеличил срок заключения до 25 лет и штраф до 20 млрд вон). В 2021 г. Пак Кын Хе была освобождена по амнистии.
На досрочных президентских выборах, прошедших 9 мая 2017 г., победу одержал представитель Демократической партии Мун Чжэ Ин. Президент стремился к нормализации отношений с КНДР. 27 апреля 2018 г. открылся 3-й межкорейский саммит. 18–20 сентября 2018 г. Мун Чжэ Ин совершил поездку в КНДР. В ходе визита лидеры Республики Корея и КНДР подписали Пхеньянскую декларацию, в которой подтвердили намерение превратить Корейский п-ов в зону мира путём снижения военной напряжённости и наращивания взаимодействия по линии оборонных ведомств, углубления экономического сотрудничества. Однако в 2020 г. КНДР прервала общение с Республикой Корея по линиям коммуникации, летом 2020 г. по решению лидеров Севера было взорвано здание межкорейского офиса связи в Кэсоне. Осенью 2021 г. КНДР и Республика Корея провели ряд новых ракетных испытаний.
В 2020 г. страна столкнулась с пандемией COVID-19. Правительство в сжатые сроки смогло организовать широкомасштабное тестирование граждан, мониторинг передвижений и контактов инфицированных и открытое распространение информации о заражённых для всех граждан. Благодаря принятыми мерам удалось достичь положительных результатов в борьбе с распространением инфекции.
10 мая 2022 г. президентом Республики Корея стал Юн Сок Ёль, представитель партии «Сила народа».
Российско-южнокорейские отношения
Между РФ и Республикой Корея налажены политический диалог и межпарламентское сотрудничество. 19 ноября 1992 г. был подписан Договор об основах отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея. С 1991 г. по настоящее время состоялось более 30 встреч на высшем уровне, в том числе в ходе официального визита президента Российской Федерации В. В. Путина в Сеул 13 ноября 2013 г., государственного визита президента Мун Чжэ Ина в Россию (Москва, Ростов-на-Дону) 21–23 июня 2018 г., а также «на полях» международных мероприятий (Восточноазиатского саммита в Сингапуре 14 ноября 2018 и Группы двадцати в Осаке 28 июня 2019). 1 января 2014 г. вступило в силу межправительственное Соглашение о взаимной отмене визовых требований от 13 ноября 2013 г.
В 2022 г. президент Республики Корея Юн Сок Ёль выступил с осуждением Специальной военной операции России на Украине и заявил о предоставлении гуманитарной помощи украинской стороне, подчеркнув, что военная помощь оказываться не будет.