Правые идеологии
Пра́вые идеоло́гии (англ. right-wing ideologies), идеологии, отвергающие идеалы всеобщего равенства, интернационализма и абсолютизированного индивидуализма, выдвигая взамен идеалы иерархии, традиции, дисциплины и принадлежности к группе.
История возникновения
Носители правой идеологии начинают появляться в период Великой Французской революции, когда возникает само деление на правых и левых. 28 августа 1789 г. в Учредительном Собрании Франции депутаты, поддерживавшие радикальные перемены, сели слева от председателя, а сторонники сохранения абсолютной монархии – справа. С тех пор политическое размежевание между сторонниками и противниками перемен стало описываться как противостояние левых и правых. Первой правой идеологией стал консерватизм, бросивший вызов революционным идеологиям, основанным на идеях эпохи Просвещения.
В Великобритании существовала собственная традиция противостояния аристократической партии тори и буржуазной партии вигов, при этом становление консервативной идеологии связано с именем Э. Бёрка – вига, выступившего против Французской революции. Бёрк отвергал возможность насильственной и произвольной смены политической системы во имя каких-либо абстрактных принципов, таких как права человека, – все права и свободы, по его мнению, должны быть унаследованы от традиционных институтов как результат их естественного исторического развития, иначе страну ждёт кровавый хаос (Бёрк. 1992). Философ и политик Ж. де Местр также полагал, что институты не могут быть созданы по воле реформаторов – они должны вызреть на национальной почве под влиянием религии и местных традиций (Местр. 1997). Таким образом, идеям гуманизма, универсализма и рационализма были противопоставлены идеалы традиции, почвы, порядка и веры. Уже в раннем консерватизме формируются основные черты правых идеологий, которые в дальнейшем будут проявляться в разных правых идеологиях в той или иной комбинации.
Основные мотивы правых идеологий
Правые идеологи выступают за сохранение или создание общества, сплочённого по максимально возможному количеству признаков: традиции, религия, раса, язык и т. д. Единство в условиях неизбежного социального неравенства оправдывается необходимостью противостоять общим внешним и внутренним угрозам и решать общенациональные задачи, такие как укрепление государственной мощи, расширение территории, защита экономических интересов страны и т. п. Также для правых идеологий характерны следующие мотивы:
Традиционализм. Правые не выступают против социальных изменений как таковых, но против трансформаций, нарушающих некие устоявшиеся правила, понимаемые как фундамент того или иного общества. То, что создавалось веками, должно эффективно работать в рамках данного общества, в отличие от радикальных нововведений. Так, Э. Бёрк полагал, что английские свободы не изобретены, а унаследованы от предков, являясь результатом развития английского права.
Элитизм. Неравенство описывается правыми как нечто неизбежное, свойственное человеческому обществу и самой человеческой природе. Всякое общество управляется, следовательно, власть и господство неустранимы. Элитизм используется правыми для обоснования незыблемости социальной иерархии и несостоятельности претензий сторонников демократии и равенства.
Аристократизм. Если иерархия неизбежна, то во главе общества должны стоять лучшие его представители. Радикальные правые движения, в частности фашисты, признавая незыблемость самого принципа иерархии, стремились заменить существующую «прогнившую» элиту на новую аристократию, соответствующую их идеалам.
Реализм. Разделение людей на группы и конфликт между ними считаются естественными и неизбежными. Ключевым фактором выживания в борьбе признаётся сила как возможность принуждать и сопротивляться принуждению, в особенности военная сила. Соответственно, как наиболее важный уровень объединения людей воспринимается государство, поскольку оно аккумулирует наибольший потенциал для борьбы и выживания, будучи наиболее самодостаточным и сильным из всех сообществ. Из этого следует ориентация на поддержание социального мира внутри государства, ценность закона и порядка, требование устранить всё, что подрывает единство и авторитет высшей власти. Сам термин «реализм» был введён в анализ международной политики Э. Карром в 1939 г. (Carr. 2016), но аналогичный образ мысли был характерен для многих правых идеологов уже в 19 в.
В 1-й четверти 21 в. к правым идеологиям относят: консерватизм, фашизм, новых правых, неоконсерватизм и правый популизм.