Драма рока
Дра́ма ро́ка, трагедия рока (Schicksaldrama, Schicksaltragödie), драматургический жанр позднего немецкого романтизма, в сюжетных коллизиях которого изображается неумолимая сила родового проклятия и беспомощность человека в руках судьбы. Получила широкое распространение в Германии в 1810–1820-х гг. Античная идея рока трактуется как фатальная цепь преступлений и неизбежной кары, переосмыслена в духе католического мистицизма. Страсти, ведущие к искушению и преступлению, показаны как разрушительное начало. Драме рока свойствен мрачный колорит, построенный на мистических совпадениях и кровавых событиях. Первым произведением и образцом этого жанра стала одноактная пьеса Ц. Вернера «24 февраля» («Der vierundzwanzigste Februar», 1810), в которой изображены последствия отцеубийства, погубившие три поколения семьи. В подражание Вернеру А. Мюльнер создал пьесу «29 февраля» («Der neunundzwanzigste Februar», 1812). А. фон Платен высмеял эстетику ужасов драмы рока в комедии в стихах «Роковая вилка» («Die verhängnisvolle Gabel», 1826). Сочетание жестокости и сентиментальности, а также наличие персонажей из народной среды сближают драму рока с французской и английской мелодрамой 1-й половины 19 в.