Анамнесис
Ана́мнесис (от греч. ἀνάμνησις — припоминание), в философии Платона интроспективный метод познания врождённых идей через «припоминание» пренатального знания истинной реальности. Введён в диалогах «Менон», «Федон»: «познание есть припоминание» (Менон, 81е, Федон, 72е). Учение об анамнесисе основано на пифагорейской теории бессмертия души и метемпсихозе: до своего воплощения в теле душа находилась в умопостигаемом мире нематериальных форм («идей») и обладает – в латентном виде – всей полнотой знания о реальности; математика и диалектика помогают ей «припомнить» это знание. В платоновском диалоге «Федр» (249с) учением об анамнесисе обосновывается сама возможность понятийного знания, а любовь истолковывается как «припоминание» души об идее «прекрасного как такового». В мифопоэтической форме Платон впервые ввёл в философию понятие априорного знания. Учение об анамнесисе было подвергнуто критике Аристотелем (Первая аналитика, 67а) и возрождено неоплатониками. Августин дал ему христианскую интерпретацию.