Филолай
Филола́й (Φιλόλαος) (около 470 – после 399 до н. э.), древнегреческий философ из Кротона или Тарента (согласно Аристоксену) в Южной Италии, ученик Лисида, крупнейший представитель пифагореизма в 5 в. до н. э. после Пифагора. По версии Плутарха, Филолай и Лисид спаслись во время антипифагорейского мятежа в Метапонте (около середины 5 в. до н. э.), выпрыгнув из горящего дома собраний пифагорейского союза. Позднее Филолай жил и преподавал в Фивах, его учениками до 399 г. были Симмий и Кебет, собеседники Сократа в платоновском «Федоне». По Диогену Лаэртию, Платон во время своего первого путешествия в Великую Грецию, как назывались греческие колонии в Южной Италии, (после 399) встречался там с Филолаем и Эвритом.
Филолай считался первым пифагорейцем, чьё сочинение было опубликовано вопреки принятому в пифагорейской школе запрету разглашать посторонним учение Пифагора. Сохранившиеся фрагменты-цитаты на дорийском диалекте из утраченного сочинения Филолая «О природе» в трёх книгах (другое название этого сочинения – «Вакханки», вероятно, придумано александрийскими филологами) – самые ранние образцы аутентичной философской прозы пифагорейцев. Следуя обычному в ранних трактатах «О природе» тематическому порядку, Филолай начинает с учения о первоначалах и принципах познания, о числах и гармонии, переходит к космогонии и космологии (астрономии) и далее к вопросам биологии и медицины. В книге обсуждались также этические проблемы (запрет самоубийства) и философская теология. В отличие от монистического натурализма ионийских трактатов «О природе», Филолай строго следует пифагорейскому дуализму «предела и беспредельного», души и тела. Весь космос и сама природа образованы синтезом «беспредельных и пределополагающих элементов», т. е. математических сущностей. Этот синтез возможен только благодаря внешнему (трансцендентному) началу, божественной гармонии или богу-демиургу. Числа или числовые элементы лежат в основе всего универсума – не только божественного мира (светил и космоса), но и «всех человеческих слов и дел», всех искусств и ремёсел, а также музыки – и являются непременным условием познания (познаваемо только то, что «имеет число»). Космология Филолая – первая попытка отказаться от геоцентрической модели в астрономии. В центре сферического космоса (единственного и конечного вопреки учению Анаксимандра и Анаксагора о бесконечной Вселенной и бесчисленных мирах) находится «центральный огонь», он же «Гестия» на аллегорическом мифопоэтическом языке, вокруг него вращаются Земля и невидимая нам анти-Земля (Антихтон), а также Солнце и Луна и 5 планет, итого 10 космических тел (10 – число «совершенное» и божественное). Метафизический дуализм Филолай привносит и в космологию: чистейшая верхняя сфера именуется «Олимп» (обитель бессмертных), под ней находится «Космос» – пространство Солнца, Луны и 5 планет, а под ними – Уранос («Небо») – подлунный мир рождения и смерти. В отношении горней сферы возможна совершенная София-Мудрость, в отношении подлунного мира – только добродетель (аретэ). Корпускулы, образующие 4 элемента, представляют собой куб (земля), икосаэдр (вода), октаэдр (воздух) и пирамиду (огонь), сам космос имеет форму додекаэдра. Числовые и геометрические модели Филолай применяет и в теологии: в квадрате один угол принадлежит Рее, другой Гере, третий и четвёртый – другим богам.