Панова Софья Григорьевна
Пано́ва Со́фья Григо́рьевна (урождённая Строганова) [30.9(13.10).1911, село Хлыново Бронницкого уезда Московской губернии, ныне деревня, Раменский район, Московская область – 19.12.1989, Москва; похоронена на Хованском кладбище], российская певица (лирико-драматическое сопрано), заслуженная артистка РСФСР (1947).
Занималась в самодеятельном хоровом кружке, выступала на заводах и фабриках Московской области. С 1929 г. училась в Музыкальном техникуме имени В. В. Стасова (ныне Детская музыкальная школа имени В. В. Стасова). В 1934–1937 гг. артистка хора московского Большого театра. С 1937 г. училась в Оперной студии Большого театра у К. Г. Держинской, затем перешла в Оперную студию Московской консерватории (окончила в 1939). В 1939 г. исполнила в Большом театре партию Домны Сабуровой («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), принята в труппу.
В 1940–1957 гг. солистка Большого театра. Дебютировала в партии Купавы («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова; одна из лучших её партий). В Большом театре исполняла ведущий репертуар преимущественно драматического и лирико-драматического сопрано: Маша («Дубровский» Э. Ф. Направника, 1940), Оксана («Черевички» П. И. Чайковского), Горислава («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Тамара («Демон» А. Г. Рубинштейна; все – 1941), Тоска (одноимённая опера Дж. Пуччини), Татьяна («Евгений Онегин» Чайковского; обе – 1942), Лиза («Пиковая дама» Чайковского), Елена («В огне» Д. Б. Кабалевского; обе – 1943), Ярославна («Князь Игорь» А. П. Бородина, 1944), Вера Шелога («Боярыня Вера Шелога» Римского-Корсакова, 1945), Мария («Мазепа» Чайковского, 1949), Ортруда («Лоэнгрин» Р. Вагнера, 28 июня 1956; полуконцертное исполнение с участием солистов Всесоюзного радио). Последний раз выступила на сцене Большого театра 12 октября 1963 г. в партии Домны Сабуровой («Царская невеста» Римского-Корсакова).
Обладала сильным, подвижным голосом большого диапазона, чистого насыщенного тембра. Н. Д. Шпиллер вспоминала: «Это была истинно русская певица. Всё её существо – внешность, статная фигура, благородная осанка – органично вливалось в представления о красоте русских женщин. А главной притягательной силой был её уникальный голос, неудержимой волной заполняющий просторы зрительного зала Большого театра. Удивительными свойствами отличался голос певицы. Драматическое сопрано – явление в природе чрезвычайно редкое. Но пленяла не только его необыкновенная сила. Во всех регистрах диапазона её тембр отличался мягкостью и глубиной, отчего звук всегда был содержателен» (Шпиллер Н. Д. Памяти С. Г. Пановой // Советский артист. 1990. 19 января).
А. П. Иванов, партнёр Пановой по многим спектаклям, писал о созданных ею образах: «С. Панова с успехом исполняла партию Гориславы в "Руслане и Людмиле". Особенно насыщенно проводила певица сцены, требующие большого эмоционального начала <…> К иным краскам прибегала С. Панова, создавая образ жизнерадостной украинской девушки Оксаны в опере "Черевички"… Исполняла она Оксану легко, непринуждённо, демонстрируя подвижность голоса, особенно в песне о черевичках. К другим наиболее удачным образам артистки я бы отнёс Тамару в опере "Демон" и Машу в "Дубровском"… Хотя Маша и Тамара совершенно разнохарактерные образы, но С. Панова находила и для них соответствующие краски, дающие возможность создавать женственно-обаятельные характеры» (Иванов А. П. Певица широкого творческого диапазона // Советский артист. 1981. 6 октября).
Выступала в концертах, в том числе в шефских. Гастролировала по стране как оперная и концертная певица.
Среди записей с участием Пановой: оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина (1941, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев), «Царская невеста» (1943, дирижёр Л. П. Штейнберг), «Снегурочка» (1946, дирижёр К. П. Кондрашин) и «Боярыня Вера Шелога» Н. А. Римского-Корсакова (1947, дирижёр С. С. Сахаров), «Лоэнгрин» Р. Вагнера (1956, по трансляции из Большого театра, дирижёр С. А. Самосуд), сцена Ортруды и Тельрамунда («Лоэнгрин», 1957, дирижёр Самосуд, в партии Тельрамунда – В. П. Захаров).
Награждена орденом «Знак Почёта» (1951).