Пассамеццо
Пассаме́ццо (итал. passamezzo; предположительно от pass'e mezzo, буквально – полтора шага), жанр танцевальной и инструментальной музыки в Европе 16–17 вв.
Возникнув в Италии (первые известные образцы музыки – около 1530), вскоре приобрело известность и за её пределами (в Англии, Германии, Нидерландах, Франции, Испании). Пассамеццо имеет сходство с паваной, в частности, Ф. де Салинас в трактате «Семь книг о музыке» называл пассамеццо «миланской паваной» (1577). Различают «старинное» пассамеццо (итал. passamezzo antico, или passamezzo per b molle, – то есть пассамеццо минорного наклонения) и «современное» (итал. passamezzo moderno, или passamezzo per b quadro, – то есть пассамеццо мажорного наклонения). В основе каждого из них лежит соответствующая остинатная гармоническая модель.
Широкое распространение получили пассамеццо для лютни и клавишных инструментов. В 16–17 вв. пассамеццо сочиняли С. Молинаро («Первая книга табулатур для лютни», 1599), А. Габриели («Третья книга ричеркаров», 1596), Б. Марини («Сонаты, симфонии, канцоны, пассамеццо, балетто, куранты, гальярды и ритурнели», 1626), Дж. Б. Витали («Различные партиты на пассамеццо, чакону, каприччио и пассакалии», 1682), У. Бёрд (в сборниках разных авторов «Книга леди Невилл», 1591; «Вирджинальная книга Фицуильяма», первая треть 17 в.), Г. Нейзидлер («Валлийский танец» из «Новой книги искусной игры на лютне», 1536), М. Нейзидлер («Немецкая лютневая книга», 1574), C. Шейдт («Новая табулатура, содержащая обработки некоторых псалмов, фантазий, духовных песен, а также пассамеццо и каноны», 1624), Я. П. Свелинк (конец 16 – первая треть 17 вв.) и многие другие композиторы. Дж. Гордзанис написал цикл из 24 пассамеццо (каждое в паре с сальтареллой) для лютни во всех 12 высотных позициях хроматической октавы – 12 на «старинную» и 12 на «современную» гармонические модели (рукопись 1567). В. Галилеи реализовал похожую «темперационную» идею, сочинив во всех 12 высотных позициях лютни микроциклы из пассамеццо, романески и сальтареллы в «старинном» и «современном» стилях (1584).
В последующие века обращения к жанру редки. Примеры в музыке 20 в.: Первая сюита из цикла «Старинные арии и танцы для лютни» (1917) О. Респиги, сюита «Отблески танца» (1951) С. Дресдена.