Сопрано остинато
Сопра́но остина́то (итал. soprano ostinato), мелодическое остинато в верхнем голосе многоголосной композиции.
Выдержанная мелодия известна как принцип техники изоритмии ещё в 14 в. В изоритмической форме (термин М. А. Сапонова), наряду с проведением остинатной мелодии (лат. color), проводится и остинатная ритмическая формула (лат. talea). Поскольку протяжённость второй, как правило, не совпадает с протяжённостью первой, наложение мелодического остинато на ритмическое делает мелодию при каждом новом проведении с трудом узнаваемой или вовсе не узнаваемой. В технике сопрано остинато, напротив, ритмический облик мелодии не меняется, благодаря чему слух уверенно идентифицирует постоянное, хотя и варьированное, её воспроизведение.
Вариации на сопрано остинато особенно распространены в русской опере 19 в., в номерах песенного характера, например в хоре «Плывёт, плывёт лебёдушка» из 4-го действия оперы М. П. Мусоргского «Хованщина», в хоре «Поднялася с полуночи дружинушка» из 3-го действия оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и хоре «Ай, во поле липенька» из 3-го действия оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. Тип вариационной формы, в основе разработки которой лежит мелодическое остинато, в русской музыке особенно успешно применял М. И. Глинка, отсюда расхожий в российском музыковедении термин «глинкинские вариации» (на Западе не используется).
Изредка вариации на выдержанную мелодию встречаются в западноевропейской музыке 18–19 вв. (Й. Гайдн, Струнный квартет ор. 76 № 3, II часть) и в музыке 20 в. («Болеро» М. Равеля; «Requiem aeternam» из Реквиема А. Г. Шнитке).
При том что мелодия остаётся неизменной, многоголосная фактура, инструментовка (оркестровка), гармония от одного проведения мелодии к другому её проведению меняются. Так происходит, например, в Персидском хоре из 3-го действия оперы Глинки «Руслан и Людмила», где основная тональность ми мажор выдерживается в теме и первых двух вариациях, в третьей же вариации происходит перегармонизация мелодии (параллельный до-диез минор). В редких случаях мелодия при повторении транспонируется (хор «Высота ли, высота поднебесная» из 4-й картины оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова), а также переносится из верхнего голоса в другой регистр.