Эвдемонизм
Эвдемони́зм (от греч. εὐδαιμονία – счастье), философско-этическая традиция и жизненная установка, согласно которым единственным или высшим (более предпочтительным, чем все остальные) человеческим благом является счастье. Центральная проблема этики при этом – вопрос о соотношении счастья как индивидуального благополучия и добродетели как нравственного образа мыслей и действий. Различные его решения в философии и реальном опыте жизни польский исследователь В. Татаркевич резюмировал в формулах: добродетель и счастье идентичны; добродетель есть причина счастья; счастье есть награда за добродетель; добродетель исключает или затрудняет счастье; добродетель и счастье независимы друг от друга; добродетель есть один из факторов счастья; счастье – причина или необходимое условие добродетели; счастье является целью добродетели; добродетель имеет право на счастье. Ценность морали связывается в эвдемонизм прежде всего с приятными ощущениями, чувствами удовольствия, душевного комфорта, сопутствующими добродетельному образу мыслей и действий.
Следует различать по крайней мере три разновидности эвдемонизма, которые условно можно назвать гедонистическим, моралистическим и синтетическим. Гедонистический вариант был разработан Эпикуром, получил широкое распространение в эпоху Просвещения (П. Гассенди, Ж. О. де Ламетри, Вольтер, П. А. Гольбах). В отличие от гедонизма в собственном смысле слова, в нём удовольствие понимается как особое (длительное, интенсивное) состояние, а его достижение ставится в зависимость от добродетельной жизни. Эпикур, утверждая, что духовные удовольствия выше телесных, определяет удовольствия как отсутствие страданий, состояние безмятежного покоя (счастье как атараксия).
Моралистический вариант эвдемонизма связан со стоицизмом. Исходя из понимания счастья как самодостаточности, когда человек ни в чём не нуждается и ни от чего не зависит, стоики приходили к выводу, что этим критериям удовлетворяет только добродетель, соответственно счастье совпадает с ней.
Синтетический вариант эвдемонизма связан с этикой Аристотеля и перипатетической школы: счастье как высшее благо, которое «мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого» («Никомахова этика», I 5, 1097b), оно суммирует, внутренне организует все другие блага и непосредственно выступает как чувство удовлетворённости жизнью в целом. Счастье человека решающим образом зависит от совершенства его души, его нравственных качеств, но на него влияют также внешние обстоятельства, которые могут как способствовать, так и препятствовать стать счастливым.
Эвдемонизм, охватывающий разнообразный круг этических теорий, был характерен для Античности, Средневековья, в значительной степени для Нового времени. В 20 в. этика и моральная практика в целом отказались от эвдемонизма: идеал ориентированного на счастье самодовлеющего индивида и счастливого общества оказался несовместимым как с драматизмом существования современного человека в отчуждённом мире, так и с необычайно возросшей интенсивностью общественных связей и взаимозависимостью людей друг от друга, а гедонизм, осуществлённый в практике потребительского общества, потерял нравственную привлекательность. Эвдемонистические мотивы сохранились в натуралистической этике (например, фелицитология О. Нейрата), но уже не являются основой построения теории морали.