Мензе Карло
Ме́нзе Ка́рло (Carlo Mense) (13.5.1886, Райне, ныне земля Северный Рейн-Вестфалия – 11.8.1965, Кёнигсвинтер, там же), немецкий живописец и график, представитель экспрессионизма и новой вещественности.
С 1891 г. жил в Кёльне. В юности обучался коммерции. По совету А. Макке учился в Академии художеств в Дюссельдорфе (1906–1908) у П. Янсена. Совершил поездку в Северную Италию и Швейцарию, где присоединился к колонии художников на Монте-Верита в Асконе. Затем обучался у Л. Коринта в Прусской академии искусств в Берлине (1908), у Х. Олде в Веймаре (1909).
В 1910 г. уехал в Мюнхен, где в это время жил его брат Рудольф; сблизился с поэтами круга С. Георге. В 1911 г. вернулся в Кёльн, вступил в Сецессион и ассоциацию художников – авангардистов «Гереон-клуб». Участвовал в самой известной выставке «Зондербунда» – «Международной художественной выставке западногерманских друзей искусства и художников "Зондербунда"» (1912) в Кёльне. Совершил поездку в Лондон и на о. Уайт, где познакомился с Бобой Кноп, дочерью банкира из Санкт-Петербурга, увлёкшей художника изучением русской культуры. В 1913 г. опубликовал под псевдонимом Отто Марто первый большой цикл офортов на тему жизни большого города. В том же году принимал участие в выставках «Рейнский экспрессионизм» в Бонне (инициирована А. Макке) и «Первый немецкий осенний салон» Г. Вальдена в Берлине. В 1914 г. вместо А. Макке занимался организацией следующей выставки «Рейнский экспрессионизм» в галерее А. Флехтхайма. Тогда же активно сотрудничал с экспрессионистическими журналами Вальдена Die Aktion и Der Sturm («Штурм»), создавал графические рисунки для обложек. Вместе со своим ближайшим другом Г. М. Даврингхаузеном совершил очередную поездку в Аскону, где познакомился с известной танцовщицей М. Вигман.
В годы Первой мировой войны 1914–1918 гг. был призван в армию, в составе автомобильного корпуса участвовал в военных действиях преимущественно в Бельгии, но также на территории современных Польши и России.
Если в стилистике произведений Мензе 1-й половины 1910-х гг. очевидно увлечение экспрессионизмом, кубизмом, футуризмом, абстракционизмом («Купание лошадей»; «Река Вуппер», обе – 1913; «Мадонна с Младенцем», около 1913–1914; все – частное собрание), то после окончания войны Мензе пришёл к более традиционному фигуративному искусству [«Портрет Г. М. Даврингхаузена», 1922, Музей Людвига, Кёльн; «Двойной портрет (Раввин С. с дочерью)», 1925–1926, Государственные музеи, Берлин; «Обнажённая в комнате», 1928–1929; «Ваза с цикламенами на фоне окна с зимним пейзажем», 1930; обе – частное собрание] и к увлечению магическим реализмом («Адам и Ева в раю», 1919, Художественный музей, Бонн; «Обнажённая на фоне пейзажа», 1924, Собрание и архив художников бывшей Академии художеств в Бреслау, Кассель).
В 1918 г. прошла первая персональная выставка его работ в галерее Х. Гольца в Мюнхене (также показана в Художественном салоне Гольдшмидта во Франкфурте-на-Майне). В это же время познакомился с художниками Г. Шольцем, Р. Зевальдом, Л. Притцель, писателем О. М. Графом, а также Верой Баске (1894–1980), на которой женился год спустя. В следующем году под руководством галериста К. Нирендорфа принимал участие в организации «Общества искусств» при кёльнском Союзе художников; присоединился к берлинской «Ноябрьской группе» и художественной группировке «Молодой Рейнланд» (Das Junge Rheinland) в Дюссельдорфе.
Начиная с 1920 г. часто и подолгу жил в Мюнхене, где сблизился с местными экспрессионистами, а также художниками А. Канольдтом, Г. Шримпфом, П. Клее, О. Кокошкой, и в Италии, где сотрудничал с журналом «Пластические ценности» (Valori plastici), а в 1922 г. принял участие в одноимённой миланской выставке. С 1923 г. член «Нового сецессиона» в Мюнхене. В 1925 г. участвовал в выставке «Новая вещественность. Немецкая живопись после экспрессионизма» в Мангейме. Тогда же получил должность профессора живописного и прикладного класса в Академии художеств в Бреслау (ныне Вроцлав), где его коллегами были А. Канольдт, О. Шлеммер, О. Мюллер, О. Молль, и занимал её до закрытия Академии в 1932 г. В 1926 г. исполнил роспись стен Зала заседаний и сделал эскизы витражей лестницы в здании налоговой инспекции в Бреслау. Участвовал в выставках «Кёльнское искусство» (Кёльн, 1928), «Независимые» (Амстердам, 1929).
С 1932 г. жил преимущественно в Бад-Хоннефе (земля Северный Рейн-Вестфалия). В 1933 г. стал членом Немецкого союза художников; как стипендиат Римской премии Немецкой академии совершил пенсионерскую поездку в Рим на Виллу Массимо.
В 1937 г. искусство Мензе было признано национал-социалистами дегенеративным; более 30 работ художника изъято из немецких государственных собраний.
Принимал участие во Второй мировой войне 1939–1945 гг. в качестве офицера германской армии. После войны вернулся в Бад-Хоннеф.
Член союза «Горнорейнский круг художников» (1947).
Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» 1-й степени (1961).