Шульц-Матан Вальтер
Шульц-Мата́н Ва́льтер (Walter Schulz-Matan) (23.9.1889, Апольда, ныне земля Тюрингия – 5.9.1965, Ширс, кантон Граубюнден, Швейцария), немецкий живописец, график, сценограф; представитель новой вещественности.
Получил образование художника-декоратора, в 1913–1914 гг. учился у Ю. Дица в Школе художественных ремёсел в Мюнхене. В годы Первой мировой войны был на фронте, попал в плен. В 1919 г. вернулся в Мюнхен; через год снял мастерскую в районе Швабинг. В раннем творчестве, сведений о котором сохранилось крайне мало, был близок к позднему экспрессионизму.
В 1920–1921 гг. совместно с художником-экспрессионистом Ф. Шефлером, другом А. Кубина, работал сценографом в мюнхенском театре «Новая сцена» режиссёра О. Фельбера, где познакомился с писателем О. М. Графом и художником Г. Шримпфом. В 1923 г. Шульц добавил к своей фамилии приставку «Матан» по названию часто посещаемого им пансиона в городке Зевис (ныне Зевис-им-Преттигау) в горах швейцарского кантона Граубюнден, где были написаны многие из работ художника. В 1923 г. принял участие в выставке «Нового Сецессиона» в Мюнхене, в 1925 г. – в выставке «Новая вещественность. Немецкая живопись после экспрессионизма» в Мангейме и «Ноябрьской группы» в Берлине. В 1927–1928 гг. совершил путешествие в Париж. В 1930 г. стал одним из организаторов ассоциации «7 мюнхенских художников», приняв участие в её первой выставке в Ленбаххаусе в Мюнхене (5 мая 1931 – 3 июня 1931) с пятью произведениями («Голубой дом», 1927, частное собрание, и др.).
Стиль художника относят к течению магический реализм в рамках направления новая вещественность, ему свойственна «портретная» точность, сочетающаяся с абсолютной отстранённостью изображённого; мастер работал преимущественно в жанрах пейзажа и портрета («Портрет драматурга Оскара Мария Графа», 1927, Музей города, Ольденбург; «Портрет пастора Эмануэля Тишхаузера, владельца пансиона “Матан”», 1926, местонахождение неизвестно) и натюрморта («Коллекционер фаянса», 1927, Городской музей, Мюнхен).