Шримпф Георг
Шримпф Гео́рг, Георг Герхард Шримпф (Georg Gerhard Schrimpf) (13.2.1889, Мюнхен – 19.4.1938, Берлин), немецкий живописец и график, представитель новой вещественности.
С детства интересовался живописью, однако по настоянию родителей отправился в Пассау обучаться кондитерскому делу (1901–1904). В юности жил в разных городах Германии, Австрии, Бельгии и Франции, работая кондитером, пекарем и официантом. С 1910 г. в Мюнхене. Увлёкся идеями социальных преобразований, став членом левого анархистского кружка «Группа Тат», основанного Э. Мюзамом. После знакомства в 1913 г. с писателем О. М. Графом в течение двух лет путешествовал с ним по Италии и Швейцарии; несколько месяцев провёл в колонии анархистов К. и Г. Грезеров на Монте Верита в Асконе (кантон Тичино, Швейцария). Под влиянием Графа и Грезеров самостоятельно начал заниматься рисунком и живописью. В 1914 г. призван на военную службу, но уволен в 1915 г. в связи с плохим состоянием здоровья.
В 1915 г. переехал в Берлин, устроился на работу на кондитерскую фабрику, но решил посвятить себя искусству. Ранние произведения Шримпфа – цветные ксилографии и картины – выполнены в манере, близкой немецкому экспрессионизму («Товарищи», 1916, Государственные музеи, Берлин; «Играющая девочка», «Дети во дворе», 1918, ксилографии) или кубизму («Порто Ронко», 1917, частное собрание). Они привлекли внимание галериста, критика и писателя Г. Вальдена, начавшего выставлять их. Работы имели успех у публики; в числе поклонников искусства художника оказались критик Ф. Рох и искусствовед В. Хафтман. Некоторое время Шримпф публиковал свои ксилографии как штатный сотрудник в журналах Ф. Пфемферта Die Aktion («Действие») и Г. Вальдена Der Sturm («Штурм»).
В 1917 г. женился на художнице Марии Уден (1892–1918), вместе с которой замыслил ряд творческих проектов, но Мария умерла вскоре после рождения сына Марка. В 1918 г. вернулся в Мюнхен. Участвовал в уличных демонстрациях Ноябрьской революции 1918 г., став членом Коммунистической партии Германии; как один из основателей «Комитета действий революционных художников» (Aktionsausschusses revolutionärer Künstler) Баварской советской республики 1919 г., в 1920 г. на несколько недель заключён в тюрьму. С 1918 г. регулярно выставлялся в Галерее современного искусства Х. Гольца. Член «Ноябрьской группы» (выставки 1919, 1920, 1924 и 1929). Его работы публиковали мюнхенские экспрессионистические журналы Der Weg («Путь»), Die Bücherkiste («Книжный ящик»), Die Sichel («Серп»). С 1920 г. выставлялся с Новым сецессионом, став в следующем году его членом.
Во время путешествия по Италии в 1922 г. сблизился с художниками, группировавшимися вокруг журнала Valori plastici («Пластические ценности», 1918–1922); результатом знакомства стала монография о творчестве Шримпфа, написанная художником К. Карра (Carra C. Georg Schrimpf : avec 32 reproductions en phototypie. – Rome : Valori Plastici, 1924. – (Les Artistes nouveaux).. ). Испытав влияние идей движения «Возврата к порядку» и метафизической живописи, отказался от экспрессионистического художественного языка в пользу предметности.
В 1925 г. принял участие в проведённой Г. Ф. Хартлаубом выставке «Новая вещественность. Немецкая живопись после экспрессионизма» в Кунстхалле в Мангейме.
В 1926–1933 гг. преподавал в Государственной школе прикладных искусств в Мюнхене.
В 1930 г. вместе с коллегами Ф. Радзивиллом, Ф. Ленком и А. Канольдтом вошёл в состав правления группы «Новый немецкий романтизм». В 1932 г. присоединился к передвижным выставкам группы Die Sieben («Семеро»; наряду с Т. Хампионом, А. Дитрихом, Х. ван Хуго, Канольдтом, Ленком и Радзивиллом; куратор Р. Райх; май – октябрь 1932).
В 1933 г., приняв предложение занять должность профессора в Государственной художественной школе в берлинском районе Шёнеберг, переехал в Берлин. В 1937 г. как член компартии отстранён от должности, а его картины представлены на выставке «Дегенеративное искусство». После выставки было уничтожено 33 картины художника. Шримпф умер спустя несколько месяцев от сердечного приступа.
Искусство Шримпфа балансирует на грани «классицизирующего» направления новой вещественности и магического реализма. Стилистика его зрелых произведений во многом обусловлена отсутствием профессионального образования и практики натурного штудирования. Буквально переданным образам видимого мира свойственны лапидарность и обобщённость форм, заключённых в отточенные, строго выверенные контуры, что давало объектам изображения идеальный трёхмерный объём. Почти эталонное равновесие его композиций сообщает им ощущение гармонии, покоя и некоторой отстранённости, демонстрируя идеальный, альтернативный существующему мир («Свинопас», 1923, Музей Людвига, Кёльн).
Тематика произведений Шримпфа не содержит актуальной для тех лет политической или социальной критики, революционных идей. Основными мотивами его творчества стали женские образы [«Девушка у окна» («Утром»), 1925, Художественный музей, Базель; «Читающая у окна», 1925–1926, Кунстхалле, Мангейм; «Утром», 1936, частное собрание], безлюдные пейзажи («Химзее», 1931, частное собрание; «Ландшафт в баварском лесу», 1933), натюрморты («Натюрморт с кошкой», 1923, обе – Пинакотека современного искусства, Мюнхен; «Натюрморт с кактусами», 1925, частное собрание). Одна из важнейших тем его искусства 1920-х гг. – материнство (главной героиней стала его рано скончавшаяся жена: «Мать и дитя», 1923, частное собрание), произведения порой не лишены религиозных аллюзий («Полуденный отдых», 1922, Кунстхалле, Дюссельдорф; «Пейзаж с матерью и ребёнком», 1923, частное собрание). Часто встречающийся мотив – женская фигура у окна – свидетельствует о воздействии на творчество Шримпфа искусства немецкого романтизма (в частности, К. Д. Фридриха и Г. Ф. Керстинга).
В 1995 г. немецкая почтовая компания Deutsche Bundespost в рамках серии «Немецкая живопись 20 века» выпустила почтовую марку в честь Шримпфа, воспроизведя на ней картину художника «Натюрморт с кошкой».