Шлихтер Рудольф
Шли́хтер Ру́дольф (Rudolf Schlichter) (6.12.1890, Кальв, Германская империя, ныне земля Баден-Вюртемберг – 3.5.1955, Мюнхен), немецкий художник и писатель, представитель дадаизма и левого («веристского») крыла новой вещественности.
Посещал латинскую школу в Кальве. Рано потерявший отца, младший из шестерых детей в семье, Шлихтер после 5-го класса в течение двух лет был вынужден работать лифтёром в отеле. Обучался в мастерской по росписи фарфора на фабрике в Пфорцхайме (с 1904), в Школе художественных ремёсел в Штутгарте (ныне Государственная академия изящных искусств; 1907–1909), затем в Карлсруэ – в художественной школе В. Пока и в Академии художеств (1910/1911 – 1916) у В. Трюбнера, К. Риттера, Х. Тома, В. Георги. В годы учёбы в академии совершил несколько путешествий по Италии и Франции. Прожив в Карлсруэ некоторое время у родственников, cблизился с проституткой Фанни Хаблютцель и зарабатывал продажей порнографических рисунков (подписывал Udor Rétyl), которая приносила ему неплохой доход.
Во время Первой мировой войны служил на Западном фронте, занимался транспортировкой боеприпасов (1916–1918). В 1918 г. вернулся в Карлсруэ. Член берлинского Рабочего совета по искусству (Arbeitsrat für Kunst; с 1918), соучредитель дадаистской группы художников «Рих» в Карлсруэ (1919). В 1919 г. состоялась его первая, совместная с В. Л. Заботиным выставка в Карлсруэ. В том же году Шлихтер переехал в Берлин, где вступил в «Ноябрьскую группу» (1919–1920) и Коммунистическую партию Германии (1919–1927).
Познакомившись с Г. Гроссом и Джоном Хартфилдом, вместе с ними принял участие в Первой международной ярмарке Дада в галерее О. Бурхарда. Созданный для выставки совместно с Джоном Хартфилдом объект «Прусский архангел» (1920, не сохранился; реконструирован в 2004 для выставки «Dada» в Музее современного искусства, Нью-Йорк, 2006) представлял собой подвешенную к потолку набитую паклей офицерскую форму с маской свиньи вместо лица и ножом вместо кисти правой руки; табличка на груди гласила: «С высоты небес спускаюсь я сюда» (Vom Himmel hoch da komm ich her; первая строка текста Рождественского гимна, написанного М. Лютером в 1534). Полемизирующее с немецким (прусским) милитаризмом произведение стало одной из центральных мишеней для острой критики со стороны властей и обвинений в оскорблении армии Германии.
Наряду с работами политического и социально-критического содержания в эти годы художник выполнил большое количество эротических рисунков и акварелей. Шлихтер особенно подвергался нападкам за оскорбление общественной морали в связи с циклом акварелей, откровенно иллюстрирующих ночную жизнь Берлина при Веймарской республике («Рейд в борделе», 1919; «Тингельтангель», около 1920; «Убийство с изнасилованием», 1922; все – частное собрание).
Обладая в равной степени художественным и литературным талантами, Шлихтер довольно скоро стал «своим» в политически активной писательской среде Берлина начала 1920-х гг., среди его друзей были Б. Брехт, А. Дёблин, К. Цукмайер, Ф. Штернберг. Известность получили портреты, на которых Шлихтер запечатлел типичные образы окружавшего его мира: проституток («Марго», 1924, Городской музей, Берлин), представителей творческой интеллигенции («Портрет Бертольта Брехта», около 1926, Ленбаххаус, Мюнхен; «Портрет Оскара Марии Графа», 1927, частное собрание) и др. Трактовка портретируемых отличается большим вниманием к натуре, необычайно точным воспроизведением внешности. Но если род занятий и привычки моделей можно угадать по атрибутам, одежде и деталям антуража, то их внутренний мир остаётся наглухо закрытым для зрителя.
В 1924 г. вместе с Г. Гроссом и В. Херцфельде стал соучредителем «Красной группы». Тогда же художник много занимался книжной и журнальной иллюстрацией, карикатурой (для изданий Arbeiter-Illustrierte-Zeitung, Die Rote Fahne, Eulenspiegel, Der Crosssection, Gegner). Особую известность получили циклы рисунков на сюжеты романов-вестернов К. Ф. Мая.
Принял участие в Первой Всеобщей германской выставке в СССР (1924), выставке «Новая вещественность. Немецкая живопись после экспрессионизма» Г. Ф. Хартлауба (1925), после которых получил репутацию художника пролетарской и антимилитаристской направленности и стал одним из центральных представителей новой вещественности. В 1928 г. состоялась персональная выставка мастера в берлинской галерее Ноймана-Нирендорфа.
Большое значение для творчества Шлихтера в 1927 г. имела встреча с его будущей супругой Эльфридой Элизабет Кёлер (в официальном браке с 1929). Став его музой и моделью под именем Спиди (Speedy) («Спиди в образе Мадонны», 1934; «Спиди в красной блузке», около 1938; обе – частное собрание), Кёлер способствовала радикальной смене взглядов художника, его обращению к католицизму и сближению с представителями национал-консервативного движения «Консервативная революция»: Э. Юнгером, Э. Никишем, Э. фон Заломоном («Портрет Э. Юнгера», 1929–1930, Государственные музеи, Берлин; «Слепая власть», 1932–1937, Музей современного искусства «Берлинская галерея», Берлин). Решив изменить прежний богемный образ жизни, в 1932 г. художник переехал в Роттенбург.
В 1935 г. исключён из Имперской палаты литературы (состоял с 1933). До 1936 г. работы Шлихтера выставлялись в галерее покровительствовавшего ему коллекционера и мецената Х. Борста в Штутгарте, но в 1937 г. творчество мастера было признано «дегенеративным», работы изъяты из немецких музеев, его деятельность как художника и писателя оказались под запретом.
В 1939 г. Шлихтер переехал в Мюнхен, где в результате знакомства с Г. Шоллем примкнул к движению Сопротивления. Работал в редакции католического журнала культурологической направленности Hochland, сблизившись с публиковавшимися там философами и писателями (К. Мутом, А. Демпфом, Т. Хекером). При бомбардировке британо-американскими войсками Мюнхена (1942) погибли многие произведения Шлихтера, находившиеся в его мастерской.
После Второй мировой войны принял участие в «Первой выставке немецких художников» в Дрездене (1946) и в организации художественной ассоциации «Новая группа» (Neue Gruppe) в Мюнхене, периодически сотрудничал с сатирическим журналом Der Simpl. Вступил во вновь организованный Союз немецких художников (Deutscher Künstlerbund, 1950). Выступал против нарастающей популярности абстракционизма (информель). Работы Шлихтера послевоенного времени свидетельствуют о его увлечении сюрреализмом («Монах и девушка», 1951, Галерея М. Хазенклевера, Мюнхен).
Незадолго до смерти Шлихтера в Мюнхене состоялись его большие персональные выставки (1953, 1955).
Историю своей супружеской жизни, далёкой от буржуазных семейных устоев, а также материальные и психологические сложности взросления художника Шлихтер изложил в книге «Между миров. Интермедия» («Zwischenwelt. Ein Intermezzo», 1931), не скрывая при этом свои сексуальные девиации (мазохизм, фетишизм, вуайеризм). Замысел автобиографической трилогии был реализован при жизни автора лишь частично. Первый том, «Непослушная плоть» («Das widerspenstige Fleisch»), охватывающий период 1890–1910 гг., вышел в 1932 г. Отрывок из его шестой главы («Сёстры», «Die Schwestern») был опубликован ранее в сборнике «Лунный камень. Магические истории» («Mondstein. Magische Geschichten», 1930), состоящем из 20 новелл разных авторов и объединённых, по представлению составителя издания Ф. Шаувекера, тематизацией иррационального. Второй том, «Глиняные ноги» («Tönerne Füße», 1933), повествует о времени, проведённом в Академии художеств Карлсруэ, и о начале войны 1914 г. В автобиографических книгах Шлихтер рисует мрачную картину своего детства, взросления и юности, сложного опыта взаимодействия с окружающим его миром, открыто описывая свои искания и заблуждения, фетишистские желания и фантазии о насилии. При этом индивидуальная история обнаруживает тесную связь с общей историей Германии. В 1933 г. обе книги попали в список запрещённых.
Третий автобиографический том, «Защита паноптикума» («Die Verteidigung des Panoptikums», 1995), издан после смерти Шлихтера. В него вошли архивные материалы: автобиографические записки, статьи и письма.