Даврингхаузен Генрих Мария
Да́врингха́узен Ге́нрих Мари́я (Heinrich Maria Davringhausen) (21.10.1894, Ахен – 13.12.1970, Ницца, Франция), немецкий живописец, график; представитель новой вещественности.
Обучался скульптуре в Академии художеств Дюссельдорфа (1913–1914), где сдружился с К. Мензе. Тогда же брал уроки живописи у В. Экштайна, мастера дюссельдорфской школы. В эти годы проживал в ателье скульптора А. Пехле (пострадавшее в период Второй мировой войны 1939–1945 гг., оно было приобретено в 1961 Й. Бойсом). Ателье находилось по соседству с мастерской художника В. Офея, приобщившего Даврингхаузена к традициям рейнского экспрессионизма, которые повлияли на колорит и композиционное решение его картин.
Даврингхаузен выставлял работы в галерее А. Флехтхайма в Дюссельдорфе (1914). В том же году вместе с Мензе путешествовал по Италии, некоторое время провёл в колонии художников на Монте-Верита в Асконе (Швейцария), где познакомился со своим соотечественником, художником Г. Шримпфом. С началом Первой мировой войны 1914–1918 гг. вернулся на родину, но не был призван в армию, т. к. ещё в юности лишился левого глаза.
В 1915 г. переехал в Берлин, где свёл знакомство с Г. Гроссом, Г. Вальденом, братьями – художником Джоном Хартфилдом и издателем, писателем В. Херцфельде. С 1918 г. Даврингхаузен жил в Мюнхене, где в 1919 г. состоялась его первая персональная выставка в галерее Х. Гольца. Познакомился с А. Канольдтом. Тогда же присоединился к дюссельдорфской группировке «Молодой Рейнланд» (Das Junge Rheinland), участвовал в её первой выставке; вступил в берлинскую «Ноябрьскую группу». В 1924–1925 гг. жил в Толедо. В 1925 г. принял участие в знаковой выставке Г. Ф. Хартлауба «Новая вещественность. Немецкая живопись после экспрессионизма» в Мангейме. В 1928 г. поселился в Кёльне, где вместе с А. Редершайдтом основал художественную «Группу 32». В 1933 г., после падения Веймарской республики, вместе с женой, дочерью еврейского предпринимателя Лорой Ауэрбах, эмигрировал вначале на о. Мальорка, а затем в Швейцарию и Францию (1936). Нацистским правительством в Германии его творчество было признано «дегенеративным», около 200 работ изъято из музеев. В 1939–1940 гг. содержался в лагере для интернированных Камп-де-Миль в Экс-ан-Провансе вместе с художниками М. Эрнстом, А. Редершайдтом, писателями Л. Фейхтвангером, В. Газенклевером. Бежав из лагеря, жил в Оверни. После окончания Второй мировой войны поселился в Ницце, где прожил до своей смерти.
Работы раннего периода демонстрируют сильное увлечение экспрессионизмом («Война», 1914, Рейнский региональный музей, Бонн), в них особенно заметно влияние таких мастеров предыдущего поколения, как А. Макке («Мужской портрет», 1912–1913) и Ф. Марк («Портрет дамы в шляпе», 1913–1914; «Лурдский собор», 1916, все – частное собрание). Однако, после знакомства с берлинскими художниками, с 1915 г. Даврингхаузен обратился к фигуративной живописи, став одним из центральных представителей веристского направления внутри новой вещественности и обратившись к социальным темам: «Жертва насилия» (1917, Пинакотека современного искусства, Мюнхен), «Спекулянт» (1920–1921, Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф), «Проститутка» (1921, частное собрание). К этому же периоду относится одна из самых радикальных антивоенных картин своего времени «Генерал» (1917, Рейнский региональный музей, Бонн). Для этих работ характерен заимствованный из экспрессионизма насыщенный, напряжённый колорит; им свойственно сочетание полуабстрактных и крайне натуралистичных элементов, например наслоение пространственных планов и иллюзионистических деталей.
В эмиграции начиная с середины 1930-х гг. увлёкся абстрактной живописью (цикл «Без названия», 1936, в частных собраниях, и др.). В послевоенные годы ненадолго вернулся к искусству в духе новой вещественности, но в 1960-х гг. снова обратился к абстрактным формам (серия «Студио», 1969, в частных собраниях).
Многочисленные выставки его работ (преимущественно послевоенного периода) проводил музей Леопольда Хёша в Дюрене, в том числе в 1995 г. – большую ретроспективу, включившую и работы довоенного времени; 40 произведений раннего периода были показаны на выставке в доме-музее Августа Макке (Бонн, 2013).